Сочи. Франклин Делано Рузвельт четыре раза избирался президентом Соединенных Штатов Америки, и это не противоречило американской Конституции. Так ссылкой на американскую историю российский премьер-министр Владимир Путин, беседую в понедельник вечером с ежегодно приезжающими в Россию влиятельными журналистами и политологами из клуба «Валдай», ответил на вопрос о том, хочет ли он в 2012 году вновь стать президентом России. По российской Конституции это возможно, так как она запрещает только занимать эту должность больше двух раз подряд. Если Путин, уже бывший два срока президентом в период с 2000 по 2008 год, захочет вновь занять этот пост, то он вполне может вновь через два года переехать в Кремль, который в настоящее время занимает отобранный им самим Дмитрий Медведев. Но хочет ли он этого – на этот вопрос Путин не ответил. Сейчас еще слишком рано говорить о выборах 2012 года, сказал Путин, с видимым удовольствием продолжая играть в кошки-мышки.
В ходе дальнейшей дискуссии Путин сделал несколько замечаний, которые можно расценить как направленные против Медведева. Главный редактор польской газеты "Gazeta Wyborcza" Адам Михник, ранее бывший одним из руководителей антикоммунистического сопротивления, задал вопрос о бывшем мажоритарном владельце и председателе правления нефтяного концерна «ЮКОС» Михаиле Ходорковском, против которого как раз сейчас в Москве готовится второе уголовное дело, а также о применении милицией дубинок против защитников Химкинского леса – части зеленых легких Москвы. Не являются ли действия представителей государственной власти в этих случаях выражением того самого правового нигилизма, на который постоянно жалуется президент Медведев?
Путин сообщил Михнику о том, что не российскому государству следует предъявлять обвинения в правовом нигилизме. Правовой нигилизм господствует прежде всего в обществе, особенно у тех людей, которые в «запрещенных» местах противозаконно протестуют против тех решений, которые были приняты судом. Это была более элегантная формулировка того, что Путин уже сказал на прошлой неделе: тот, кто демонстрирует, не имея разрешения, «получит дубиной по башке» - так происходит в России и везде в мире. О Ходорковском Путин сказал, что на руках у бывших руководителей концерна «ЮКОС» кровь – и такого рода обвинение пока не было высказано даже получателями приказов в российской судебной системе.
Ответы Путина послужили основанием и для других спекуляций – не хотел ли он, к примеру, своими заявлениями о правовом нигилизме установить определенные границы для президента Медведева? Ведь именно Медведев в конце августа дал указание временно приостановить вырубку Химкинского леса для строительства автомагистрали, и тем самым он прислушался к протестам тех людей, которые, по мнению Путина, являются «правовыми нигилистами». Были высказаны предположения о том, что это свидетельствует о наличие определенной конкуренции между двумя политиками московского правящего тандема, и является также указанием на то, что Путин вновь хочет вернуться в Кремль. Но есть более простое и очень распространенное объяснение: это всего лишь имитация борьбы. В то время как Медведев со своими реформаторскими высказываниями обращается к интеллигенции, ничего, на самом деле, не меняя в авторитарной системе правления, Путин обслуживает ожидания тех, что любит погрубее. Это разделение труда способствует сохранению власти нынешней элиты, и так будет продолжаться, поскольку в конечном итоге нет большого различия в том, кто из этого тандема в 2012 году будет сидеть в Кремле.