На этой неделе премьер-министр Владимир Путин пригласил на обед около пятидесяти иностранных гостей и сообщил им, что понимает, что существование авторитарной политической системы в России может привести к тому, что в одних руках будет сосредоточено слишком много власти.
Именно по этому, по его словам, он и президент Дмитрий Медведев, которому он помог занять высшую руководящую должность в стране в 2008-м году, и делят власть друг с другом. А в долгосрочном периоде, по его словам, Россия должна создать политические институты, благодаря которым решения будут приниматься ещё в большей степени коллективно.
Тем не менее, большинство гостей ушли с противоположными впечатлениями, а именно — в ближайшее время никакой децентрализации власти в России не будет, а централизована она будет вокруг того самого человека, который звал их на обед, причём многие из присутствовавших почувствовали, что он планирует опять стать президентом в 2012-м году.
Путин позволил специально приглашённым иностранным журналистам и представителям научных кругов задавать себе вопросы уже в седьмой раз — мало кто из глав крупных государств делает это ежегодно.
В этот раз встреча проходила в черноморском курортном городе Сочи, в советском санатории, построенном для высших чинов Коммунистической партиии и переделанном в правительственный отель. С отделанных мрамором террас открываются виды на лужайки, пальмы и море.
В здании гости отведали обед из пяти блюд с сибирскими пельменями (нечто вроде равиоли, начинённых телятиной) и зелёными щами с курицей и щавелем. Также подавалась водка и вина, в том числе — калифорнийское «Пино Нуар» и эльзасский рислинг.
За обедом, продлившимся более двух часов, Путин, имевший расслабленный вид и смотревшийся моложе своих пятидесяти семи лет, сидел в открытой рубашке и бежевом пиджаке, ел и попивал вино, что, как говорят частые гости, случается редко.
Впрочем, по их словам, это было типичное выступление по-путински. Когда ему бросают вызов, он проявляет боевитость, а сейчас не пытался начать личное общение с собравшимися. Он ни разу не признал ни одной ошибки, не показал незнания ни в одной области и не признал наличия у России потребности учиться на опыте других стран.
Гостям он сказал, что Франклин Делано Рузвельт избирался на пост президента США четыре раза подряд, и это никак не повредило конституции США.
«Ни я, ни президент Медведев не совершим ничего, что будет противоречить федеральной конституции», — сказал он.
Российская конституция позволяет Путину, ушедшему в 2008-м году после восьми лет нахождения у власти, баллотироваться ещё на два шестилетних срока, оставаясь у власти до 2024-го года.
Директор центра изучения Евразии, России и Восточной Европы при Джорджтаунском университете Анджела Стент (Angela Stent) сказала, что Путин явно планирует снова становиться главой государства.
«Складывалось впечатление, что он не отказывается от власти и, скорее всего, станет президентом в 2012-м», — сказала она.
Но британский историк и экономист лорд Роберт Скиделски (Robert Skidelsky) считает иначе: по его впечатлениям, Путин утрачивает интерес к власти.
«Он не сказал ничего о будущем», — пояснил свою позицию лорд.
«Он как бы хотел сказать, что России для модернизации не нужны уроки ни Европы, ни Китая, ни ещё какие-либо», — пояснил глава центра управления и общественной политики при Карлтонском университете (Оттава) Пётр Дуткевич.
Ответы на вопросы Путин обильно пересыпал историями про разных русских, в том числе про одного избранного мэра, который, вместо того, чтобы посетить пострадавший от недавних пожаров округ (где за него не голосовали), сбежал. Путин как бы хотел сказать, что, по крайней мере, на местном уровне демократия приводит к власти сомнительных индивидуумов.
Путин неоднократно переадресовывал заданные ему вопросы самим спрашивавшим. Так, один британский журналист спросил, будет ли могила Ленина убрана с Красной площади до столетней годовщины российской революции, грядущей в 1917-м году, — и Путин в ответ указал на то, что по всей Англии стоят памятники Оливеру Кромвелю, лидеру английских пуритан, жившему в XVII веке и свергнувшему монархию.
«Кто, по-вашему, был хуже — Кромвель или Сталин?» — спросил журналиста Путин.
Почему российская полиция так грубо обходится с протестующими на улицах?
Полиция в Лондоне и Париже делает с митингующими то же самое, ответил Путин.
На вопрос о том, почему в России авторитарная политическая система и все проблемы приходится решать ему лично, Путин ответил, что в США то же самое — когда разлилась нефть в Мексиканском заливе, все ждали вмешательства президента Барака Обамы.
«Если он не вмешается, то он виноват, хотя ни в чём он не виноват», — сказал Путин.
Путин благосклонно отозвался об Обаме, что контрастировало с произнесённой им в прошлом году гневной тирадой, — в этот раз было сказано, что оба лидера сходятся во мнениях относительно проблем, что позволит улучшить российско-американские отношения. Несколько раз Путин повторял (не всегда к месту), что Россия не видит угрозы со стороны Китая.
Глобализация, по его словам, становится причиной соперничества за мировое лидерство, в том числе и в военной сфере.
«Не думаю, что оно пойдёт между Россией и Китаем. Россия и Китай естественным образом станут партнёрами при решении многих проблем», — сказал он.
Путин уже в третий раз приглашал гостей к себе в Сочи, в город, расположенный, как можно подумать, слишом далеко на юге, чтобы там можно было провести зимнюю Олимпиаду 2014-го года (этот проект Путин ведёт самолично). Однако по всему городу явно идёт строительство, хотя всего в нескольких километрах отсюда — спорная грузинская территория Абхазия, из-за которой Грузия потерпела поражение от российских войск в августе 2008-го года.
После этого Россия признала независимость Абхазии, а также ещё одного отколовшегося от Грузии региона — Южной Осетии, но её примеру не последовала ни одна другая страна.
По словам Путина, Международный суд, признавший законным провозглашение независимости Косовым в июле 2008-го года, мог бы решить вопрос и о независимости этих двух регионов. Он упоминал «сотрудничество» между ними и Грузией, но добавил: «Не знаю, какую форму примет это сотрудничество».
Роберт Легволд (Robert Legvold) из Университета Коламбия сказал, что слова Путина о Грузии его удивили.
«Он как бы хотел сказать, что существуют пути к восстановлению территориальной целостности Грузии», — сказал он.
На вопрос о развитии «путинизма» за пределами России (имелась в виду политическая система, при которой власть сосредоточена в руках одного человека) Путин вернулся к своей любимой тактике.
«Что такое путинизм?» — ответил он вопросом на вопрос. — «Это хорошо или плохо?»