Завтра президент Ли Мен Бак отправляется в Россию на всемирный политический форум, который состоится в городе Ярославле на реке Волга. Президент собирается выступить с программной речью перед 450 руководителями и специалистами из более чем двадцати стран и провести переговоры на высшем уровне с руководителем принимающей стороны, президентом России Дмитрием Медведевым.
Голубой дом подчеркнул важность визита президента, заметив, что в этом году отмечается двадцатая годовщина официальных отношений с Россией, которые выросли до «стратегического сотрудничества и партнерства». Помощники президента заявили, что Медведев лично попросил Ли осветить на конгрессе опыт Кореи в сфере политического и экономического развития по теме: «Современное государство: Стандарты демократии и критерии эффективности».
Заявление на прошлой неделе, в котором прозвучало достаточно веское политическое и экономическое обоснование поездки президента, вызвало, однако, в средствах массовой информации рассуждения об истинной причине визита. Некоторые комментаторы связывают его со всё ещё не определившейся позицией России в отношении затонувшего 26 марта военно-морского патрульного катера «Чхонан». Они надеются, что Ли удастся добиться, чтобы русские обнародовали результаты независимого расследования этого морского инцидента, проведенного группой российских специалистов в июне.
Российская группа исследователей, возглавляемая директором системы подводного оружия российского военно-морского командования, прибывшая на место происшествия 31 мая, осмотрела останки «Чхонана», побеседовала с выжившими членами команды и кораблекрушения и провела пресс-конференцию с объединённой группой расследования из представителей пяти стран по полученным ими результатам исследования инцидента. Российская группа вернулась домой 7 июня, и, как известно, написала собственный отчет, который, однако, не был передан корейским властям.
В тот же день, когда Голубой Дом рассказал о том, как планируется провести визит президента в Россию, Дональд Грегг (Donald Gregg), бывший посол США в Корее, а ныне почётный председатель Корейского Общества в Нью-Йорке, опубликовал в New York Times публицистическую статью, в которой он упомянул о том, что результаты российского расследования гибели затонувшего «Чхонана», похоже, оказались неудобными для огласки.
Грегг внимательно отнёсся к сообщениям прогрессивных южнокорейских средств массовой информации о добытых российской командой сведениях. В этих сообщениях утверждается, что военный катер затонул, вероятно, подорвавшись на мине, а не в результате попадания торпеды, как говорится в результатах совместного международного расследования. Затем он процитировал некоего «высокопоставленного русского друга», якобы заявившего, что если бы данные отчёта российского расследования опубликовали, это «нанесло бы значительный политический ущерб президенту Ли Мен Баку и поставило бы в неловкое положение президента Обаму».
Бывший посол настоятельно советовал обоим президентам, Ли и Обаме, пересмотреть свою теперешнюю позицию в отношении Северной Кореи, ныне основанную на санкциях и пронизанную враждебным отношением, что, по его мнению, вряд ли может считаться сколько-нибудь эффективным благодаря поддержке, которую оказывает Пхеньяну Китай. Он призвал в той или иной форме вернуться к диалогу с Севером, поскольку ценой оказания давления на Пхеньян может стать охлаждение отношений с Китаем.
После трагической гибели «Чхонана» прошло почти полгода, и три с половиной месяца минуло после обнародования результатов совместного международного расследования её причин, обвинившего в этом инциденте северокорейскую торпеду, якобы поразившую корабль. Наряду с упорным отрицанием Пхеньяном своей причастности к этому преступлению, скептическое отношение к результатам расследования сохранялось, подпитываемое заявлениями некоторых левацких групп.
Президенту Ли будет о чем поговорить с Медведевым, учитывая множество различных экономических и торговых проблем в отношениях между странами. Но он должен найти возможность обратиться к России с просьбой разъяснить свою позицию по вопросу гибели «Чхонана» и, будем надеяться, узнать, каковы же были результаты российского расследования. Если есть какие-то сомнения в данных совместного расследования представителями пяти стран, их следует тщательно пересмотреть и внести полную ясность, чтобы от имени мирового сообщества свершилось правосудие.