Пролетел в действительности только однодневный (проведенная в Латвии ночь не совсем считается) официальный визит канцлера Германии в Латвию. В публичном пространстве уже прозвучало, что этот визит историческое событие. Так можно сказать, если учесть, что Меркель первая руководитель Германии, которая прибыла в Латвию с официальным визитом. Если визит обозначит резкий поворот в экономических отношениях наших государств, то его историческое значение сможем оценивать в привычном смысле этого слова.
До Меркель в июне 2000 года с рабочим визитом в Латвию приезжал тогдашний канцлер Германии Герхард Шредер, который теперь является получающим самое высокое вознаграждение гастарбайтером в России. Россия научилась успешно экспортировать не только нефть и природный газ, но и коррупцию.
Нельзя сказать, что канцлеры Германии баловали Латвию своим вниманием. Меркель была в Риге в ноябре четыре года назад, но тогда ее пребывание было связано с проходившим у нас саммитом НАТО. Видел Ригу и бывший учитель Меркель, тяжеловес европейской политики Гельмут Коль, приезжавший на совещание руководителей государств региона Балтийского моря.
Целью визита Меркель была интенсификация экономических отношений Латвии и Германии, отдельно были выделены связанные с энергетической независимостью вопросы. Об этой теме Меркель говорила днем ранее, когда находилась с визитом в Литве, где она, как и в Риге, встретилась с высшими должностными лицами государства. Литовцам канцлер обещала поддержку в строительстве новой атомной электростанции. Это обещание, выполнение которого зависит от самой обещавшей.
Меркель встретилась с президентом государства Валдисом Затлерсом. Это был – иначе и не могло быть – выдержанный в соответствии с требованиями дипломатии обмен мнениями о состоянии отношений двух стран и о перспективах их дальнейшего развития. Канцлер сказала, что «сегодняшний визит внесет свой вклад в углубление наших и без того тесных и дружеских отношений и даст новые направления сотрудничеству». Затлерс говорил об экономическом сотрудничестве, «которое существует у нас уже десятки лет».
Намного более деловой – и тоже понятно, почему - была встреча канцлера с премьер-министром Валдисом Домбровскисом («Новое время»). Признано, что сотрудничество двух стран в экономике нужно развивать, и с этим нельзя не согласиться. По показателям и экспорта, и импорта Германия только наш четвертый партнер. Совсем печально с немецкими инвестициями в латвийскую экономику. Самый крупный немецкий инвестор - это Бертольт Флик (руководитель и совладелец авиакомпании airBaltic).
Достигнута договоренность «по предметному вопросу» - с визитом в Германию отправится министр экономики Артис Кампарс («Новое время»), а его немецкого коллегу будем ждать в Риге.
Меркель обещала говорить с должностными лицами России о хронической проблеме - периодических разорительных очередях автомашин на латвийско-российской границе. Обещание хорошее, но результат не зависит только от обещавшей. Меркель сказала, что нужно дискутировать о неравном положении крестьян стран Европейского союза в сфере получения субсидий. И здесь результат не зависит от Меркель, и не сложно прогнозировать, что выравниванию выплат больше всего будет противиться крупнейшая «страна крестьян» Франция. Канцер, естественно, не отклонила представленный Латвией список возможных инвестиционных проектов, но она не может заставить представителей деловых кругов Германии инвестировать в Латвию.
Лавирование наблюдалось, когда речь шла об энергетической зависимости Латвии и Литвы и об отношениях с Россией. Так и не было сказано, от кого в области энергетики зависят Латвия и Литва, потому что тогда по имени пришлось бы назвать Россию. Нужно согласиться с Меркель, что «односторонняя зависимость это не хорошо». Ее можно уменьшить, расширив количество регионов поставок. Очевидно, Германия действительно серьезно хочет приложить руку к созданию общего энергетического рынка ЕС. В свою очередь, вряд ли в восторге от этой задумки будет Россия, сильнейшее оружие которой энергоресурсы.
Германия считает, что ЕС нужны хорошие отношения с Россией. Против этого нечего возразить, только для их формирования нужна добрая воля обеих сторон, а Россия временами трудно прогнозируема.
Визит Меркель дал два недвусмысленных сигнала. Один - предпринимателям Германии о том, что в Латвии можно работать. Второй, более общий, - что у Латвии работоспособное правительство. Иначе канцлер не отправилась бы с визитом в страну, где менее чем через месяц состоятся парламентские выборы.
Перевод: Лариса Дереча