Президент России Дмитрий Медведев на автомобиле «Мерседес» заехал на картофельное поле, выкопал несколько клубней, чтобы лично убедиться, что будет в этом году в мешке... Однако виды на урожай меньше всего просматриваются в этой отлично срежиссированной картинке. Зато бьет в глаза слишком явная параллель между медведевским «Мерседесом» и путинской «Ладой», на которой недавно премьер прокатился по Дальнему Востоку. Тем более что во время визита в Воронежскую область Президент Медведев опроверг точку зрения правительства насчет зернового эмбарго. Тут даже не важно, Медведев за эмбарго или против — главное, что опроверг.
В какую сторону катит Россия? Управляет ею авторитарный Путин или либеральный Медведев? Об этом гадают политические обозреватели, зафиксировав старт избирательной кампании в стране. Причем если зарубежные наблюдатели приняли за чистую монету разыгрываемую картину политической конкуренции между Президентом и премьером, то внутри России все чаще задаются мрачным вопросом: кто заплатит за «банкет»?
Впрочем, состояние экономики в России обсуждалось накануне и на заседании участников клуба «Валдай». Особенностью «Валдая» являются встречи международных экспертов с высшим российским руководством и возможность напрямую задать Путину и Медведеву острые вопросы.
Так вот на днях валдайцы передали Путину свой доклад «Индекс развития России в 2009–2010 годах». В документе отражено общее мнение ведущих мировых экспертов о динамике развития российского государства.
В докладе эксперты признают, что в России наблюдается тенденция к стагнации, отмечается ухудшение ситуации в развитии политической системы. Как считают политологи и экономисты, модернизация и инновационность, о которых так много говорит Президент Медведев, не наблюдаются, нефть и газ остаются главными источниками дохода, успехов в борьбе с коррупцией почти нет.
Однако все эти вопросы остаются в тени главного. В который уже раз Владимиру Путину одной хлесткой фразой удается увести дискуссии экспертов в другую сторону.
Как пишет британская газета The Guardian, Владимир Путин, отвечая на вопрос о выборах, провел параллель с Франклином Рузвельтом, занимавшим пост президента США 4 срока подряд, намекнув таким образом, что новый длительный срок в этой должности вполне возможен.
Еще одна тема взбудоражила кремленологов. Участники дискуссионного клуба «Валдай» глубоко задумались над тем, отчего в нынешнем году Президент Медведев с ними не встретился, пишет в блоге на сайте The Financial Times журналист Нил Бакли. «Пожалуй, самая интригующая версия такова: Владимир Путин, потихоньку планирующий свое возвращение в президентское кресло, приказал Медведеву этого не делать», — предполагает автор. Он приводит и две другие версии. Так, поговаривают, что Медведеву не понравились вопросы на прошлогодней встрече, когда ему пришлось уверять, что он все еще желает переизбираться в 2012 году. Возможно также, что Медведев не хотел отвлекать внимание от своего детища — политического форума в Ярославле, где, видимо, будет презентована его программа экономической модернизации.
А вот французская Le Telegramme без излишней дипломатичности назвала решение Дмитрия Медведева вступить в предвыборную борьбу «заранее проигранной партией». Почему? Потому что «вертикаль власти» и большую часть «административных ресурсов» контролирует его соперник Владимир Путин, пишет Le Telegramme.
Одним словом, Владимир Путин изрядно напугал международных экспертов. Их опасения подытожила в своей статье The Guardian, написавшая: «Вчера российский премьер Путин определенно дал понять, что пришел к власти надолго и миру придется приспосабливаться к его авторитарной системе управления, которая душит политическое инакомыслие».
Кто начинает беспокоиться всерьез, так это партия власти «Единая Россия». Велика опасность, что их, воспользуюсь цитатой, «сольют при первой возможности». Как написал вчера в своей колонке главный редактор официального сайта партии «Единая Россия» Михаил Бударагин: «Каждая из осенних региональных кампаний будет не просто «репетицией» федеральных выборов 2011–го, а их стартом. Все механизмы прямого и непрямого влияния на власть в целом и партии в частности будут опробованы именно сейчас, и никому отныне не простится ничего: ни потемкинские магазины, открытые для приехавшего Президента, ни отмазанные от суда чиновницы, ни выброшенная на свалку помощь погорельцам. Каждый такой случай отбирает у партии власти сторонников не просто в регионе, но уже и в Москве, и по всей стране».
Пожалуй, к этому и добавить–то нечего.