В зале прекрасной виллы, расположенной на морском побережье и используемой сегодня в качестве санатория, сидят люди. Каждого угощают деликатесами русской кухни. Однако все это великолепие меркнет перед выступлением энергичного российского премьера.
Истинным хозяином является тот человек, которого нельзя не слушать без внимания. С одной стороны, он входит в число наиболее влиятельных политиков мира, с другой стороны, его харизма столь сильна, что выбивает почву из-под ног даже у критиков. Владимир Путин – это явление, которое уже слилось воедино с соответствующим политическим строем. Путин элегантно уходил от ответов на каверзные вопросы о сущности нынешней российской политической системы, тем не менее, трехчасовой разговор позволил составить о нем некоторое представление.
Путин появился с традиционной получасовой задержкой появляется и, несмотря на свой невысокий рост, мгновенно заполнил собой зал, в котором в ожидании встречи томились более полусотни ученых, исследователей и журналистов, среди которых нет знаменитостей мирового масштаба. Глядя на непринужденного в общении премьера, становится ясно, почему он так популярен среди женской части электората. Он в хорошем настроении. Он доволен своим недавним сибирским автопробегом.
Он говорит, излучая решительность и уверенность в себе, и это передается всей России. Он не скрывает того, что гордится своей Родиной. На каждый вопрос он отвечает с точки зрения национальных интересов, может пошутить и рассказать анекдот, но моментально становится серьезным, когда чувствует, что Россия подвергается незаслуженной критике. Как и многие его соотечественники, он раздражается, когда его спрашивают о чем-то, относительно чего его мнения с собеседником расходятся. Так, вопрос британского журналиста о захоронении тела Ленина он парирует замечанием о Кромвеле, а затем, смягчив тональность, говорит, что этот спор рассудят только время и российский народ. Когда один из гостей интересуется, не отразятся ли негативно на политической системе и демократии выборы 2012 года, премьер-министр вспоминает об американском президенте Рузвельте, который, не нарушая конституции, возглавлял США четыре раза подряд. «И Медведев, и я будем действовать согласно букве закона», – успокаивает В.Путин.
Когда западные журналисты поднимают вопрос о нарушении прав человека в России, премьер напоминает о применении насилия полицией в ходе усмирения демонстрантов на улицах Парижа и Берлина. Владимир Путин подробно излагает свою позицию по акциям «несогласных»: «Государству иногда нужно прибегать к насилию во имя обеспечения интересов большинства. В то же время у каждого гражданина есть право выражать свое мнение, но одновременно – об этом часто забывают – не должны ущемляться права других граждан. Превыше всего закон и порядок. Мировая пресса, конечно, тиражирует позицию лишь одной из групп. Представители этой группы, в свою очередь, рады этому, поскольку их цель и заключается в том, чтобы привлечь к себе внимание. И не более того. Поэтому они провоцируют власти».
Известного польского журналиста Адама Мичника Путин выставляет натуральным шутом, когда в ответ на его тираду в поддержку одного симпатичного лидера «движения в защиту Химкинского леса» поинтересовался: «Почему Вас интересует именно она? Может, в Польше нет красивых женщин!?» Однако когда Мичник попытался выяснить, каковы перспективы освобождения Михаила Ходорковского, Путин отреагировал в более жестко: «Молодая девушка, Химкинский лес, Ходорковский… Хорошо, всех освободим». Комментируя дело Ходорковского, премьер выступает против вмешательства в работу суда, однако тут же сухо замечает, что не стал бы защищать человека, у которого провь на руках.
По прошествии некоторого времени начинаешь обращать внимание, что этот непоколебимый в своей решимости политик – с помощью убедительных аргументов и примеров – не оставляет места для критики ни по одному из принципиальных вопросов. Так, он заявил, что отнюдь не считает российское законодательство в области регулирования иностранных инвестиций более консервативным по сравнению с аналогичным законодательством других стран. Когда же зал удивленно отреагировал на его слова, он привел в пример ситуацию с отказом арабским инвесторам в возможности покупки американских портов. Говоря об интересах России, Путин останавливается на энергетике и заявляет, что единственной альтернативой углеводородам является атомная энергия. И тут же с улыбкой замечает, что и в области мирного атома Россия принадлежит к числу мировых лидеров. Путин не согласен с утверждением, что Москва и Пекин постоянно препятствуют предлагаемым Израилем более жестким мерам по борьбе с терроризмом, отмечая, что Россия просто не хочет ставить палестинцев
в положение, в котором у них не останется иного выбора, кроме радикализма.
Общение длится около трех часов, после чего Путин вежливо благодарит собравшихся за внимание и, предвосхищая восторженную реакцию собравшихся, решительно удаляется. У всех такое ощущение, что это было не последнее слово премьера.