Популярный писатель Ладислав Ветвичка (Ladislav Větvička) использует слово Eurosojuz. Видите ли, так Evropská unie (Евросоюз по-чешски – прим. пер.) называют в Украине. Я пишу пану Ветвичке: «Не используйте слово Eurosojuz. Sojuz послал к нам танки, а Evropská unie посылает деньги. В каждой деревне висит табличка. Вы их не видели что ли?» А Ветвичка отвечает: «Я не вижу здесь большой разницы. И танки, и деньги посылают для того, чтобы захватить данную территорию, и хотя это не всегда сразу заметно».
У меня тут прямо дыхание сперло. Вот так чешскую историю до и после «бархатной революции» видит человек, который еще не совсем сошел с ума. Он пишет веселые рассказы, и в них видна мудрость таких политиков, как Клаус, Бобишикова, Дундачкова, и прочих критиков Евросоюза. И в итоге он вдруг говорит, что нет разницы между танками из Sojuzа и деньгами из Evropská unie.
Мне ничего не оставалось, кроме как напомнить пану Ветвичке, что танки напали на нас ночью, пара чехов были убиты, а потом еще 20 лет у нас была нормализация. В Evropská unie мы вступили среди белого дня, по нам никто не стрелял, никто не захватывал власть и не заставлял что-то подписывать в Брюсселе. Наоборот, несколько депутатов получили королевские зарплаты, чтобы от нашего имени выступать в европейском парламенте. Есть право вето, и достаточно одного государства, чтобы заблокировать принятие важного документа. И Лиссабонский договор наш президент Клаус подписал.
Подписал, и все продолжает ругаться. Это особая шизофрения, которая от Клауса переходит к народу. Неудивительно, что ЕС отдаляется от нас. Весь демократический процесс присоединения к Европе с тысячью возможностей и открытыми дверями для образования, науки, культуры, экономики и прочего упирается в финансы. Мы быстро привыкли протягивать руку и просить дотации. Без них сегодня уже никто ничего не делает. Берем деньги, отходим за угол и начинаем ругать Евросоюз. Это мы, чехи.
Пан Ветвичка, по крайней мере, все это облекает в веселый тон, смекалку и остравское наречье. Но это так же губительно, как и то, когда вышеупомянутые политики высказывают свои недовольства Евросоюзом на митингах и собраниях. Я удивляюсь, как в Евросоюзе все это терпят. На их месте я бы отреагировал так: «Уважаемый пан президент, мы вам денег больше не даем. Вы сначала там у себя договоритесь, на самом ли деле, только действительно на самом ли деле вы хотите быть с нами. Никто вас тут не держит».