Когда харьковский журналист Василий Климентьев вышел из дому, на часах было 8:55. Будучи главным редактором газеты «Новый стиль», небольшого издания, известного публикацией скандальных материалов о коррупции в местных органах власти, Климентьев имел немало врагов и был очень осторожен. Он даже установил дома охранную сигнализацию.
Что случилось после этого тем утром в начале августа, до сих пор неизвестно. Единственный факт, с которым согласны все — Климентьев исчез. Семья объявила его пропавшим без вести на следующий день, и харьковская милиция начала расследование, рассматривая убийство как одну из возможных версий. Хотя тело до сих пор не найдено, его друзья убеждены, что он мертв. 17 августа мальчик обнаружил его мобильный телефон и ключи в маленькой резиновой лодке на Печенежском водохранилище.
Для журналистов Климентьев является пугающим символом ограничения свободы слова на Украине, которое стало бросаться в глаза лишь через семь месяцев после того, как новым президентом страны стал пророссийски настроенный Виктор Янукович. Критики президента утверждают, что он уже приступил к разрушению всего того, что было достигнуто во время Оранжевой революции и после нее, в период с 2004 по 2010 годы, на который пришелся расцвет украинской прессы и телевидения. Теперь репортеры говорят о начале новой эпохи страха и цензуры.
На прошлой неделе окружной суд Киева лишил вещательных лицензий два независимых оппозиционных телеканала — TVi и «5 канал». TVi уменьшился главные радиоволны, в то время как «5 каналу», который завоевал популярность, освещая продемократические выступления 2004 года, сильно сократили его аудиторию. Победителем вышел Валерий Хорошковский — владелец телевизионной империи «Интер», выступающей в поддержку режима Януковича, и, по совместительству, глава Службы безопасности Украины (СБУ).
В вышедшем на прошлой неделе отчете международная наблюдательная организация «Репортеры без границ» (Reporters Without Borders) говорит, что плюрализм в украинских вещательных СМИ «серьезно пошатнулся» и предупреждает о «тревожащем уровне враждебности к журналистам со стороны властей», которые в некоторых случаях прибегают к «физическому насилию».
Столь очевидный крен Украины в сторону авторитаризма встревожил лидеров ЕС и членов парламента. Канцлер Германии Ангела Меркель выразила свою обеспокоенность во время своего визита в Киев, который состоялся на прошлой неделе.
«Мы скатываемся обратно е СССР, — сказал на прошлой неделе заместитель редактора газеты «Новый стиль» Петр Матвиенко. — Но в СССР во главе всего стояла партия. Мы же все сейчас находимся в руках мафиозной группировки, проявляющей склонность к тоталитаризму. Это хуже».
Опасное расследование
Как утверждает Матвиенко, у него нет сомнений, что Климентьев мертв — убит кем-то, чьим интересам он перешел дорогу. Незадолго до его исчезновения Климентьев готовил материал об особняках четырех высокопоставленных должностных лиц, в том числе одного чиновника СБУ.
Матвиенко говорит, что 9 августа он сам, Климентьев и его водитель отправились на живописное Печенежское водохранилище, расположенное 50 км к востоку от Харькова, где позднее и были обнаружены личные вещи пропавшего журналиста. Пока Матвиенко пробирался по лесной тропинке, чтобы сфотографировать принадлежащую региональному чиновнику виллу на берегу водоема с частным причалом и пляжем, Климентьев ожидал его в машине. Статья должна была появиться в следующем выпуске «Нового стиля».
Харьковская милиция отвергла любы предложения, что чиновник может быть причастен к исчезновению журналиста. «Это несерьезная версия», — уверяет представительница милиции Лариса Волкова.
Западные дипломаты в Киеве описывают новое руководство Украины как «инстинктивно менее демократичное», нежели их прозападные предшественники. При бывшем президенте Викторе Ющенко местные «элиты» ощущали на себе хоть какие-то ограничения со стороны демократических норм. Теперь же они чувствуют, что могут делать все, что захочется.
Один из дипломатов, однако, отметил, что было бы преувеличением сказать, что Украина скатывается в черные времена: «Я не думаю, что приказы отдаются сверху. Сравнивать Януковича с Гитлером смешно». Он добавил, что руководство Украины «не невосприимчиво к критике», что правительство проводит крайне необходимые экономические реформы. Решение запретить TVi и «5 канал» было «умеренно зловещим», но оно еще не говорит, что «мир как мы его знали, подходит к концу».
Параллели с Гонгадзе
Тем не менее, случай Климентьева успели прозвать «Гонгадзегейт II», проводя параллель между ним и единственным за долгие годы украинским журналистом, который был убит жесточайшим способом. Григорий Гонгадзе, репортер, писавший скандальные материалы для небольшого интернет-портала, исчез в 2000 году. Его труп был, в конце концов, обнаружен в неглубокой могиле, выкопанной в лесу к югу от Киева. Его голова была отрублена — вероятно, топором. До убийства Гонгадзе, как и Климентьев, был практически неизвестен широкой публике.
Случай Гонгадзе разросся до масштабов международного скандала после того, как всплыла секретная аудиозапись, на которой, утверждают, можно было услышать, как Леонид Кучма, тогдашний украинский президент, дает указание сотрудникам службы безопасности «позаботиться» о Гонгадзе, которого он назвал «подонком». Расследование убийства длится уже десять лет и до сих пор не завершено.
Люди из окружения Януковича отрицают какие-либо «систематические» попытки разделаться с прессой. Они признают, что особо рьяные должностные лица, контролирующие информационные потоки при случае пытались заткнуть рот репортерам — к примеру, запретив видеоролик, в котором церемониальный венок срывается и бьет президента по голове. (Видео просочилось на YouTube, где его посмотрело несколько миллионов человек.)
Признают они и то, что участники ряда локальных преступных группировок присутствуют в правящей «Партии регионов» Януковича, но от «5 канала» и TVi открещиваются, называя возникшую вокруг них ситуацию «спором экономическим».
Авторитаризм, облегченная версия
Большинство членов нынешнего правительства Украины уже успели побывать у власти в 2002-2003 годах. Некоторые эксперты считают, что ошибка Януковича, партийного аппаратчика конца советской эпохи, заключается в том, что он пытается использовать те же самые методы, которые работали в ту пору.
«Члены правительства — это даже не люди вчерашнего дня. Это люди дня позавчерашнего, — говорит Сергей Таран, директор киевского Международного института демократии. — Они и в самом деле не знают никаких других позиций по отношению к СМИ и гражданскому обществу. Но Украина-то живет не в позавчера. Она живет сегодня».
Критики Януковича утверждают, что он пытается создать ту же самую «облегченную версию авторитарной системы», которую сколотил Владимир Путин, когда телевидение полностью контролируется правительством, парламент послушен, а оппозиции не существует как вида.
«Первые жертвами авторитарных режимов всегда являются журналисты, — говорит Григорий Немыря, представитель лидера оппозиции Юлии Тимошенко и бывший вице-премьер Украины. Он предупреждает о «растущей концентрации неограниченной власти» в руках Януковича, отмечая, что были арестованы несколько бывших членов Оранжевого правительства.
На главных площадях приятного университетского города Харькова появились гигантские портреты Януковича, который выглядит как полнейший тупица. Троллейбусы, которые катят вдоль по покрытым листвой харьковским проспектам мимо зданий в стиле ар-деко, украшены белым и голубым — официальными цветами его «Партии регионов». 31 октября должны пройти выборы в местные органы власти. Но ни единого баннера оппозиции в городе не найти.
Наблюдатели настаивают, что Украина, все-таки, не Россия.
Старший специалист по стратегии Европейского совета по международным отношениям Эндрю Уилсон (Andrew Wilson) считает, что Украина была более плюралистическим, и менее централизованным государством, чем Россия. Он указывает, что страна оказалась в центре серьезного экономического кризиса, и крайне нуждается в деньгах Международного валютного фонда.
Тем временем, друзья и коллеги Климентьева говорят, что не верят в правдивость официального расследования его исчезновения. Журналист был беспощадным критиком местной прокуратуры, которой теперь спустили сверху задание отыскать его убийц.
«Климентьев был чрезвычайно упорным, — говорит Матвиенко. — Я уверен, что он мертв. Даже нет никакого желания, чтобы было проведено настоящее расследование. Мы возвращаемся в те же темные времена, когда был убит Гонгадзе».