Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кому в ОДКБ жить хорошо?

© Фото : РИА Новостиодкб
одкб
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Извечный российский вопрос, оставшийся еще со времен Некрасова, можно переиначить так. И спокойно отвечать: на данный момент Армении. Она подписала с Россией договор о том, что в обмен на продление договора о размещении в Гюмри военной базы РФ страна обязуется оказывать ей военную помощь.

Извечный российский вопрос, оставшийся еще со времен Некрасова, можно переиначить так. И спокойно отвечать: на данный момент Армении. Она подписала с Россией договор о том, что в обмен на продление договора о размещении в Гюмри военной базы РФ страна обязуется оказывать ей военную помощь.

Так получилось, что последний саммит стран-членов ОДКБ, проведенный в Ереване, поставил ребром вопрос о существовании организации. «ОДКБ: быть или не быть?» озаглавил свой материал в «Ежедневном журнале» военный обозреватель Александр Гольц. «ОДКБ: реформировать или расформировать?» еще* круче ставит в «Военно-промышленном курьере» вопрос директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. А вот автор из азербайджанского издания «Зеркало. Az» решил поставить вопрос по другому «Как превратить ОДКБ в НАТО?»

Обстановка тлеющего конфликта между Азербайджаном и Арменией за Нагорный Карабах, а также территории еще 7 районов, захваченных Арменией, поставила ОДКБ на грань выбора. Теперь в некоторой степени становится понятно, почему президент Узбекистана Ислам Каримов не поехал на этот саммит. Вероятно, причиной тому была не какая-то капризность или своенравность узбекского лидера, а нежелание делать для себя нелегкий выбор. К тому же у Узбекистана исторически сложились неплохие контакты с Азербайджаном в нефтегазовой сфере.

Обстановку в ОДКБ после событий в Киргизии довольно емко описал Александр Гольц: «Кремль разобиделся на белорусского батьку, который "кинул" с обещанным признанием Абхазии и Южной Осетии. Глава Таджикистана решил, что Москва не доплачивает ему за содержание российской военной базы. И главное - ОДКБ проигнорировал отчаянные призывы временного правительства Киргизии о помощи в прекращении этнического конфликта. По сути дела, договор продемонстрировал полную неспособность выполнять свои функции. Ссылки на то, что страны договаривались помогать друг другу только в случае внешней агрессии, а насчет внутренних беспорядков - такового договора не было, серьезной критики не выдерживают. Ясно, что любое внешнее вмешательство в центральноазиатских странах начнется с внутренних беспорядков и кризисов. Получается, что в какой-то стране полным ходом будет идти конфликт, а участники ОДКБ будут сидеть и размышлять: имеет место внешняя агрессия или нет». Так оно и было в истории с Киргизией.

Так вот в такой критической ситуации, когда логично было бы заняться выработкой правовой базы по недопущению в будущем подобного коллапса Организации, ее лидер принялся в очередной раз жестко испытывать ее на прочность. Такое ощущение, что Медведев с Путиным нарочно вознамерились развалить ОДКБ. По крайней мере, формально союзы равных по статусу государств так не строятся. Так происходит, когда «старший брат» хочет любой ценой «построить» младших и добиться покорности.

Дмитрий Тренин вполне обоснованно пытается расставить акценты: «Сегодня и на перспективу основные угрозы - во всяком случае, для большинства государств ОДКБ (России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана) - исходят из очагов нестабильности внутри Средней Азии и в прилегающих регионах. Есть и другие проблемы, в частности на Кавказе, но они не затрагивают интересы большей части участников и решаются членами организации самостоятельно или на двусторонней основе. Итак, в центре внимания ОДКБ должна быть прежде всего Средняя Азия». Однако господин Медведев считает иначе, втягивая ОДКБ в конфликт между Арменией и Азербайджаном.

А ситуация в Киргизии так и потонула в словесной говорильне. Отсутствие внятных и четко оформленных решений по Киргизии показало всю бесполезность ОДКБ как региональной организации. Выходит, опять прав оказался Ислам Каримов, решив не тратить напрасно время, на пустую болтовню.

Однако и Армении не стоит слишком обольщаться итогами саммита в Ереване. Об этом красноречиво свидетельствует фраза из того же Гольца: «Несмотря на то, что Ереван добился выдающегося дипломатического успеха, нет никаких гарантий, что в случае военного конфликта Москва выступит на стороне Армении. Как показывают отношения внутри ОДКБ, в критической ситуации постсоветские государства не торопятся выполнять ранее взятые обязательства». Медведев - хозяин слову в том смысле, что захотел - дал, но расхотел - забрал обратно.

Нельзя сказать, что особенно хорошо в ОДКБ и самой России. Ведь она не просто «командует парадом», во всяком случае, внушает это всему остальному миру. Она еще несет нелегкое финансовое бремя за эту «минуту славы»: выдает странам ОДКБ вооружение по льготным ценам, прощает долги, кредитует партнеров. Непросто быть «старшим братом» в такой «семье», где младшие стараются сесть ему на шею. А намылить им шею - не моги.

Так что в сегодняшнем ОДКБ трудно найти страну, которой живется хорошо. А перестраивать ее по принципам, четко изложенным в статье того же Дмитрия Тренина, не хочется. Чисто русский подход: гром не грянет - мужик не перекрестится. Пока громы и молнии гремят над Центральной Азии, Россия с пеной у рта спорит, зачем ей нужно туда влезать. Неужели надо ждать, пока ей самой пустят «красного петуха» под хвост?

Речь не идет о пожарах в прямом смысле, тем более эти пожары для самих погорельцев стали «счастливым билетом». В другой ситуации государство никогда и ни за что не построило бы им так быстро такое красивое жилье, да еще и компенсации выплатило. Сдается, жители остальных хрущоб и времянок уже вполне серьезно задумываются о том, чтобы поджечь своими руками свое древнее жилье. Глядишь, попадешь под статус погорельца, новый дом получишь. Когда еще на Руси такие сильные пожары пройдут...