Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Движение на российской арене слияния и поглощения компаний

© коллаж ИноСМИCoca-Cola слияние
Coca-Cola слияние
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Транснациональные предприятия пользуются создавшейся паузой в российском экономическом подъёме, чтобы прибрать к рукам дешёвые активы, в своём стремлении реализовать долгосрочные стратегические планы экспансии на самый большой потребительский рынок Европы. Российские же компании, пользуясь экономическим затруднениями развитых стран, пытаются продолжить свою стратегию диверсификации и выйти за пределы внутреннего рынка, перейдя к процессу создания настоящих российских транснациональных компаний.

За счет существующего правила минимальных цен слияние и поглощение (M&A) предприятий как новый способ образования межнациональных компаний в странах с переходной экономикой переживает сейчас в Восточной Европе бум.

Сделки проводятся в обоих направлениях: транснациональные предприятия пользуются создавшейся паузой в российском экономическом подъёме, чтобы прибрать к рукам дешёвые активы, в своём стремлении реализовать долгосрочные стратегические планы экспансии на самый большой (по данным 2008 года) потребительский рынок Европы. Российские же компании, пользуясь экономическим затруднениями развитых стран, пытаются продолжить свою стратегию диверсификации и выйти за пределы внутреннего рынка, перейдя к процессу создания настоящих российских транснациональных компаний.    
   

В начале сентября в заголовках прессы то и дело мелькало название компании Coca-Cola, крупнейшего мирового производителя безалкогольных напитков: в средствах массовой информации обсуждались её предстоящее приобретение одного из крупнейших российских производителей соков, «Нидан Соки», как часть планируемого продвижения на этот быстрорастущий рынок. Coca-Cola выкупила 75% акций «Нидана» у лондонской инвестиционной фирмы Lion Capital, а потом и остальные 25%, у основателей «Нидана». Производственные мощности этого предприятия по производству соков находятся в Новосибирске и в городе Котельники Московской области.

Это приобретение неплохо поддержит американскую фирму в её непрекращающейся борьбе с давним соперником, компанией PepsiCo, которая в мае 2008 года выкупила российское предприятие по выпуску минеральной воды «Лебедянский». За полвека существования на местном рынке россияне привыкли считать «пепси-колу» русским напитком. Pepsi открыла своё первое производство после соглашения, достигнутого между Ричардом Никсоном и Никитой Хрущёвым во время визита американского президента в Москву в 1959 году. «Приобретение российских брендов – это один из способов конкурентной борьбы», - говорит Илья Плахинас, руководитель маркетингового отдела компании Soldis Communications.

Сделка с «Ниданом» стала отражением уверенности  Coca-Cola в российском потенциале и её готовности инвестировать в будущее, заявил в интервью газете The Moscow Times президент Евразийской и Африканской группы компании Coca-Cola Ахмет Бозер (Ahmet Bozer).

В августе горнодобывающий гигант Rio Tinto, говорят, уже принюхивался к ведущей российской компании по производству поташа «Уралкалий», а горнодобывающая компания мирового масштаба BHP Billiton делала враждебное предложение о слиянии канадской компании PotashCo, крупнейшему в мире производителю удобрений. Однако к концу месяца «Уралкалий» решил укрепить свои позиции на мировом рынке за счет слияния с аналогичным российским предприятием «Сильвинит»; ожидается, что сделка скоро  будет окончательно оформлена.

Инвестиции идут и в другом направлении. Крупнейший в России оператор телефонной связи  VimpelCom ведёт переговоры с египетским миллионером Наджибом Савирисом (Naguib Sawiris) о возможности приобретения 51,6% акций холдингового предприятия  Orascom Telecom Holding (OTH), ведущего оператора на Ближнем Востоке, и 100% акций итальянской компании Wind Telecomunicazioni. Как пишет итальянская газета Il Sole 24 Ore, VimpelCom и Саурис близки к подписанию контракта на сумму 6,4 миллиарда долларов. Крупнейшая государственная нефтяная компания «Роснефть» вызвала переполох, заявив в конце августа, что она «продвинулась в переговорах» о покупке контрольных пакетов акций четырех нефтеперерабатывающих предприятий Германии, принадлежащих немецкой компании Ruhr Oel.

Активность компаний стран переходной экономики, нацеленная на объединение с  предприятиями развитых стран  с января по июнь подскочила на 25% по сравнению с предыдущими шестью месяцами, сообщает KPMG в своем последнем выпуске Emerging Markets International Acquisition Tracker.

По числу сделок лидирует Индия, а самой желанной «мишенью» являются американские компании, с которыми за этот период было заключено 54 контракта из общего числа 243 контрактов, заключённых компаниями стран с переходной экономикой в развитых странах. Исследование  KPMG отследило заключённые сделки, в которых приобретатель получает не менее 5%  акционерное участие. Марк Барнс (Mark Barnes), руководитель отдела коммерческой практики на быстрорастущих рынках, вроде бы так отозвался об этой тенденции: «Похоже, появилась новая порода межнациональных предприятий развивающихся стран, которая активно внедряется на самых быстро растущих рынках мира».

И судя по всему, объёмы сделок будут расти и дальше. Число внутренних и международных контрактов об объединении предприятий в России резко выросло в июле, когда было зарегистрировано 214 сделок на общую сумму, по оценкам, два миллиарда долларов, сообщает  консалтинговая компания MP Corporate Finance Group. Это вдвое больше, чем за все предыдущие месяцы этого года; лидируют контракты, заключенные телефонными компаниями. И всё же пока объём сделок остается намного ниже предкризисного показателя, когда он составлял около 50 миллиардов долларов в год. «Компании в настоящее время в большей мере ориентированы на мелкие сделки, отчасти потому, что их легче финансировать и легче осуществлять управление рисками. Однако то, что число сделок растёт, отражает подъём практического интереса компаний к стратегическому росту и увеличению акционерной стоимости», отмечает MP.