Автор письма, опубликованного в сегодняшнем номере Washington Post, преподобный Эрл Д. Трент мл. (Earl D. Trent Jr.), высказал замечательную мысль: его коллега-пастор Терри Джонс, который пообещал в субботу сжечь Коран, внушает доверия не больше, «чем человек, расхаживающий по улице с плакатом, на котором написано «Покайтесь, ибо грядет конец света»». И все же Джонс, чья паства насчитывает менее 50 человек и не принадлежат ни к единой конфессии, сумел привлечь внимание президента Обамы, генерала Дэвида Петрэуса (David Petraeus), иностранных правительств и даже Ватикана. Госдепартамент США выпустил предостережение для американских туристов о возможных жестоких реакциях, которые может спровоцировать предполагаемое сожжение «Корана» по всему миру.
Корни всего этого растут из одного единственного поста на Facebook — и информационной лавины в СМИ, которую он вызвал. Трент обвиняет СМИ в том, что они отнеслись к Джонсону, как к «голосу и крупному представителю христианской веры» и заявляет, что «мир журналистики, придерживающейся высоких стандартов и черпающей информацию из достоверных источников, подошел к концу».
Я все-таки надеюсь, что дело не в этом. И все же факт остается фактом — какой-то непонятный псих, благодаря чудесной силе интернета и куда менее волшебному эффекту кабельных новостей, смог оказать воздействие на весь мир — воздействие, которое может стать фатальным. Трент полагает, что мы дошли до точки, когда любой сумасшедший, благодаря безответственности телепродюсеров, может перетянуть на себя имидж всей Америки и поставить под угрозу безопасность ее граждан.
Как я уже говорил, Трент высказывает правильные вещи. Но стоит особо отметить, что крыша Джонса поехала не на пришельцах из космоса и не на черных вертолетах ООН. Да что там, даже к злодеяниям евреев или христиан его сумасшествие не имеет никакого отношения. Будь все так, мы бы не услышали о нем ни единого словечка. А тут такое дело — ислам порочит. Это объясняет реакцию и СМИ, и американских госчиновников — от Обамы и до самых низов.
Продюсеры новостных программ, как и генерал Петрэус, прекрасно знают, что любые нападки на ислам со стороны Запада, попавшие в выпуски новостей, могут вызвать широчайшую и мерзейшую гиперреакцию во всем мусульманском мире. Таким образом, обращая внимание на подобные истории, продюсеры провоцируют в точности ту самую реакцию, по поводу возникновения которой высказывают опасения их новостные журналисты. Вспомните о карикатурах на пророка Мухаммеда, что были напечатаны в датской газете в 2005 году. Эта, хотя и мелкая, но безответственная провокация привела к нападениям на датские посольства в Сирии, Ливане и Иране, а также стала причиной призывов к бойкоту датских товаров по всему мусульманскому миру. Тогдашний премьер-министр Дании, назвал последствия карикатурного скандала худшим международным кризисом страны за все время после окончания Второй мировой войны.
Еще 2005 году был репортаж в Newsweek, от которого журнал впоследствии отрекся, где описывалось, как охранники тюрьмы Гуантанамо смыли «Коран» в унитаз. Статья повлекла кровавые беспорядки в Афганистане и в других странах. Чиновники администрации Буша тогда гневно клеймили Newsweek за подстрекательство к экстремистскому насилию и за вручение победы в руки «аль-Каиды».
Нечто подобное говорит о выходке со сжиганием «Корана» и Обама, отмечая, что это привело бы к значительному росту завербованных «аль-Каидой». Вероятно, он прав. И, само собой разумеется, планы Джонса достойны отвращения и презрения. Но действительно ли какой-то псих, о котором трубят СМИ, является чем-то серьезным и заслуживающим внимания? Быть может, реальной проблемой являются все-таки мусульманские лидеры, которые, чтобы разжечь среди сторонников ислама ненависть к западу, рады ухватиться за любой предлог?