Еще несколько месяцев в России много говорили об «оттепели», начавшейся при молодом президенте Дмитрии Медведеве. Происходящее сравнивали даже с горбачевской «перестройкой».
Однако если сегодня побеседовать с российскими интеллигентами и предпринимателями, они, скорее, проведут параллели с другой эпохой - с Леонидом Брежневым и 1970-ми годами.
Это был период относительно комфортной по унылым советским стандартам жизни. Высокие цены на нефть, установившиеся после нефтяного кризиса 1973 года, позволяли властям обеспечивать магазины хотя бы минимальным набором товаров.
Однако при этом эпоху Брежнева запомнили также как период стагнации. Доходы от продажи нефти привели к тому, что генеральный секретарь Коммунистической партии свернул запланированные экономические реформы.
Экономика росла намного медленнее, чем в первые десятилетия советской индустриализации. Инакомыслие было растоптано, на выборах можно было голосовать только за кандидатов от партии. Людям оставалось только втихомолку брюзжать на кухнях.
Сравнения с сегодняшним днем могут показаться неочевидными. Сейчас многие в России наслаждаются стандартами жизни, о которых три десятка лет назад не могли бы и мечтать. Российские города переполнены «ауди» и «тойотами», в них открылось множество торговых центров.
Не смотря на контроль Кремля над СМИ, в стране существует свобода слова, которая в брежневские времена показалась бы немыслимой. Особенно это относится к Интернету. В России сейчас нет господствующей утопической идеологии. Россияне могут свободно ездить за границу.
При этом, если какое-то время казалось, что сравнительно либеральный г-н Медведев начал набирать политический вес, то сейчас все больше россиян считает, что Владимир Путин планирует в 2012 году вернуться на пост президента. После двух президентских сроков и двух лет в роли премьер-министра Путин был этим летом необычайно деятелен.
Он катался на мотоцикле марки «Харлей-Дэвидсон», преследовал китов и проехал 1200 миль на «Ладе» по Дальнему Востоку России. Судя по всему, таким образом он неофициально положил начало предвыборной кампании 2012 года.
Если учесть, что согласно внесенным в конституцию изменениям, президентский срок был продлен на шесть лет, г-н Путин может остаться у власти до 2024 года. Ему тогда будет 72 года. Это будет значить, что он четверть века останется самым могущественным политиком в России.
Многие россияне считают, что это приведет к сохранению удушливого политического климата и режиссируемых выборов, которые были характерны для последних 10 лет. Во время своего путешествия на автомобиле по Дальнему Востоку Путин дал интервью, в котором предостерег, что демонстранты, проводящие митинги без официального разрешения властей будут получать «дубиной по башке».
Между тем, рассуждения Медведева о реформах почти ни к чему не привели. Перед выборами он обещал покончить с российским «правовым нигилизмом» и установить в стране законность, однако сделал и в той, и в другой области крайне мало.
На ежегодном заседании дискуссионного клуба «Валдай», закончившемся на этой неделе, российские и иностранные эксперты обсуждали план г-на Медведева по строительству высокотехнологической экономики и оценили его шансы на успех как низкие.
Главным препятствием, по их мнению, следует считать рекордный уровень коррупции – взяточничество чиновников, «откаты» в сфере государственных контрактов.
Еще одна проблема состоит в том, что в прошлом году, когда экономика России сокращалась быстрее, чем у остальных стран «Большой двадцатки», российские власти ощущали насущную необходимость диверсифицировать экономику страны, однако это чувство сразу же испарилось, как только цены на нефть вернулись на уровень 70 долларов за баррель.
«Исчезло ощущение, что так дальше продолжаться не может, которое было у нас в 2009 году, - говорит аналитик Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Опять стало считаться, что мы можем прожить на нефтяные доходы».
Большинство экономистов считают, что без экономических реформ при нынешних ценах на нефть возможен рост на уровне примерно 3 процента в год, что явно меньше темпов последнего десятилетия – минимум 7 процентов, и уступает темпам роста собратьев по группе БРИК. Это также слишком мало, чтобы сравниться с ВВП на душу населения беднейших стран Европейского Союза.
Впрочем, возмущение так называемых российских «элит» вряд ли выйдет за пределы современного эквивалента кухонь 1970-х годов. Крупный бизнес до сих пор пугает пример Михаила Ходорковского, который выступил против Путина и в итоге с 2003 года сидит в тюрьме за мошенничество.
На этой неделе Путин разразился очередной тирадой против бывшего главы нефтяной компании «ЮКОС». Это не предвещает ничего хорошего Ходорковскому, который сейчас опять находится под судом и которому на этот раз грозит 20-летний срок.
Таким образом, шансы на то, что г-ну Путину что-либо воспрепятствует вернуться в 2012 году на пост президента или остаться премьер-министром еще на много лет, выглядят крайне слабыми.