На Международном политическом форуме, который проходил в Ярославле в четверг и пятницу, видные западные спикеры выдвигали логические на вид идеи по поводу модернизации и того, что Россия должна сделать на пути к ней. Но большинство из них не являлось экспертами по России как таковыми, а потому ораторы казались до наивного сверхоптимистичными по поводу готовности и способности страны осуществлять преобразования.
Применение западной логики по отношению к России — дело опасное. Многое здесь зачастую противоположно тому, что происходит на Западе. Будет ли нынешняя попытка модернизации отличаться от множества других, которые Россия предпринимала на протяжении всей своей истории?
Проблемой всегда оказывалось именно претворение перемен в жизнь. Россия периодически подвергалась модернизации с 1703 года, когда Петр Великий основал Санкт-Петербург. Россия время от времени осознавала, что между ней и Западом лежит огромная пропасть, которую России никогда не удавалось преодолеть.
Как показывает опыт российской истории, реформы в западном стиле неизменно отклоняются от курса под давлением внешних или внутренних потрясений, для урегулирования которых необходим краткосрочный переход в режим антикризисного управления. За этим следует консервативная реакция, причина которой заключается в страхе потерять власть после того, как попытка проведения реформ провалится и породит недоверие граждан.
В России большинство реформ являются краткосрочными и возникают в ответ на какую-нибудь уже укоренившуюся проблему. О превентивности и структурности речи, как правило, не идет. В результате страна в течение многих столетий едва сводила концы с концами и не имела никаких возможностей реализовать свой колоссальный потенциал.
В своей кампании по устойчивой модернизации правительство концентрируется на высоких технологиях, при этом оно до сих пор не удосужилось вычистить навоз из сараев. Между тем, радикальное сокращение количества бюрократов, а вместе с ним и объема канцелярщины, позволило бы значительно улучшить производительность страны, которая сейчас находится на очень низком уровне.
Кремль мало что смыслит в науке, технологиях и инновациях — отсюда и его скомканная политика в области модернизации. «Инновации по указу правительства» — одна из наименее эффективных моделей модернизации.
При этом российское правительство, судя по всему, понятия не имеет, что интенсивность отказов новой продукции по истечении шести месяцев с момента ее появления на развитых рынках может достигать 90 процентов — и это в западных странах. Подумать только, что будет в России.
Даже если Россия будет разрабатывать новые инновационные продукты, ей нужно будет как-то их продавать. А маркетинг едва является сильной стороной России, о чем красноречиво свидетельствует отталкивающий имидж страны.
Западные исследования показывают, что источником наибольшего количества инноваций являются компании. Но большинство крупнейших российских компаний — это национальные энергетические и металлургические гиганты, или же местные кальки западных фирм, работающие в банковском и розничном секторах. Большинству из них недостает исследовательских и предпринимательских способностей, присущих их западным и японским коллегам. И все же Медведев и премьер-министр Владимир Путин ожидают, что подобные компании и будут двигать вперед инновации, тем самым преодолевая заторможенность России.
Развитие России сдерживают неверно принятые или неумело реализованные политические решения. Тем не менее правительство отказывается делегировать эти функции правильным людям и принимать во внимание квалифицированные советы, как от собственных, так и от внешних экспертов.
Деревянный подход российских лидеров резко отличается от пути, избранного более авторитарным, но все же намного более гибким руководством Китая. Изменится ли этот подход, уступив место чему-нибудь более плодотворному, пока непонятно.