Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Химкинский лес стал ухабом на пути к реализации государственно-частного инвестиционного проекта

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЗатруднено движение на Ленинградском шоссе в связи с ремонтными работами на путепроводе Октябрьской железной дороги
Затруднено движение на Ленинградском шоссе в связи с ремонтными работами на путепроводе Октябрьской железной дороги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда президент России Дмитрий Медведев приказал приостановить строительство первого участка новой автострады «М-10», пролегающего через Химкинский лес, все приветствовали это событие как триумфальную победу гражданского общества, видя в ней знак готовности Кремля честно выслушивать доводы экологов. С другой стороны, под угрозой оказался имеющий исключительную важность инвестиционный порыв.

Когда президент России Дмитрий Медведев приказал приостановить строительство первого участка новой автострады «М-10», пролегающего через Химкинский лес, все приветствовали это событие как триумфальную победу гражданского общества, видя в ней знак готовности Кремля честно выслушивать доводы экологов. С другой стороны, под угрозой оказался имеющий исключительную важность инвестиционный порыв.

Соглашение о партнёрстве между общественным и частным сектором (государственно-частное партнёрство, ГЧП) в лице «Северо-западной концессионной компании» («СЗКК»), консорциума, возглавляемого гигантской французской строительной компанией Vinci, о строительстве автострады было эпохальным событием. Россия почти целое десятилетие искала возможности организовать программу ГЧП с целью привлечения огромных инвестиций, необходимых для строительства авто и железных дорог и портов.

В 2007-м году было официально заявлено о намерении потратить триллион долларов на совершенствование разваливающейся советской инфраструктуры. Экономический кризис положил конец этому проекту, зато началось движение в сторону создания сложной, но необходимой законодательной базы. Сделка с Vinci на сумму в шестьдесят миллиардов рублей (8 млрд. долларов) стала большой наградой за то, что гордиев узел был, наконец, разрублен.

Окончательный вариант сделки с «СЗКК» был подписан в апреле; государство передало консорциуму гигантских размеров финансовый пакет с гарантиями, чтобы проект не останавливался. Подобная щедрость была продиктована желанием доказать инвесторам, что Россия готова к программам ГЧП.
 
ГЧП на ухабе

Конечно, отданный Медведевым спустя всего три месяца приказ — сбывшаяся мечта любого пиарщика, желающего смягчить образ Кремля, но для программы ГЧП это стало настоящим кошмаром.

«Подобная проблема, безусловно, будет иметь существенные негативные последствия для инвесторов, рассматривающих возможность партнёрства с Россией через ГЧП», — признаётся директор пиар-агентства Grayling Владимир Мельников, много работавший с инфраструктурными проектами.

Но как бы ни развивались события вокруг автострады Москва — Санкт-Петербург в будущем, ущерб уже причинён: внезапная остановка работ показала, что проекты ГЧП подвержены фактору неопределённости, а неопределённость инвестору — что нож острый.

«Это практически первый подобный контракт, подписанный российским государством, а теперь мы его потеряем из-за каких-то, называющих себя спасителями природы», — высказал своё возмущение редакции Moscow Times советник транспортного департамента администрации Московской области Николай Лизунов. На общественных слушаниях, проходивших в начале сентября и касавшихся маршрута автострады, однако, он, что крайне важно, признал, что надо было проводить их до подписания контракта.

Пока же в Vinci не отступают от правил ни на шаг. Президент компании Ксавье Уйяр (Xavier Huillard) в конце августа заявил, общаясь с журналистами:
«Нас удивило заявление Медведева... но мы по-прежнему полагаем, что власти быстро найдут решение».
Проявив осторожность, однако, Юийяр добавил, что контракт вступает в силу только с момента получения финансирования и земли.

Конечно, задержка пагубно скажется на программе ГЧП, но не в меньшей степени обеспокоит потенциальных инвесторов то, что, и это становится всё более ясно, в задержке свою роль сыграла коррупция.

Вовсю ходят слухи, что из-за проекта усугубились и ранее существовавшие разногласия между администрациями Москвы и Московской области: предметом ссоры, как считается, станет ожидаемый рост земли, окружающей автостраду, по меньшей мере на тридцать процентов. Многих наблюдателей шокировало, что городские власти помогли экологам-активистам; деловая ежедневная газета «Ведомости» в 2009-м году озвучивала мнение, что мотив заключался в земле для альтернативного участка дороги через деревню Молжаниново, котрую контролирует принадлежащая жене московского мэра Юрия Лужкова компания недвижимости «ИНТЭКО».

Однако сообщения о перемене решения мэрией, появившиеся 6 сентября, говорят о том, что городские власти убедили (возможно, в приказном порядке) отступиться. Лужков говорил, что с самого начала был против строительства и, как сообщало агентство «РИА Новости», «требовал дополнительного анализа». Спустя две недели мэр написал в статье в «Российской газете» следующее: «Запланированный и согласованный маршрут должен сохраниться. Он реалистичен, кое-что принесено в жертву, и это прискорбно. Но цена более оправданна, чем альтернативы».

Но власти Московской области и химкинская местная администрация сразу начала активно набирать сторонников маршрута через лес. В СМИ появились обильные сообщения о том, как местных жителей заставляют подписывать обращения к правительству. Напомним, что химкинская администрация контролирует землю, на которой растёт лес.

Николай Петров, аналитик из московского Карнеги-центра, как и некоторые его коллеги, полагают, что в ближайшем будущем дорога проляжет-таки через лес.

«Это был тактический ход — дать людям успокоиться», — заявил он, общаясь с Moscow Times. — «Потом можно продолжить. Я не думаю, что этот проект действительно остановят».

В 2006-м году в России было предложено в общей сложности порядка двадцати проектов ГЧП, в основном в сфере дорожного строительства. Как сообщается, по нескольким из них сейчас ведутся переговоры с иностранными инвесторами. Скорее всего, внезапное прекращение работы над автострадой Москва — Санкт-Петербург сделает эти переговоры ещё сложнее для представителей власти.

Однако Мельников считает, что есть основания надеяться на лучшее.
«Как часто бывает в России, плохие новости оборачиваются хорошими», — говорит он. — «Обычно, столкнувшись с проблемой на ранней стадии исполнения подобного пилотного проекта, можно просто разгладить все неровности».