Был такой американский президент – Рузвельт – которого избирали четыре раза подряд, потому что закон позволял это – заявил В.В.Путин на встрече с членами Валдайского клуба, объединяющего ведущих российских экспертов мирового уровня. Так российский премьер отреагировал на вопрос американского эксперта С.Чарапа, который намекнул, что переизбрание В.В.Путина плохо повлияет на развитие демократии в России. Суть ответа премьер-министра в следующем: что законно – то соответствует демократическим принципам, и если в Америке четырехкратное избрание Рузвельта президентом не было препятствием развитию, то не нужно опасаться подобного сценария в России. Вообще-то В.В.Путин в первую очередь хотел привлечь внимание к проблеме двойных стандартов, однако после этого заявления, что вполне естественно, усилились спекуляции по поводу перспектив тандема.
В.В.Путин не впервые и, вероятно, не случайно упоминает Франклина Делано Рузвельта, на основании чего многие полагают, что российский премьер всерьез намерен переизбираться. В 2012 г. для этого не будет никаких конституционных препятствий, и переизбрание закрепит сильного человека России на вершине власти еще на два срока, до 2024 года. Таким образом, по количеству лет, проведенных во главе страны, он даже опередит Рузвельта, но если премьер-министр допускает подобный сценарий, то едва ли это будет для него важно.
Путин хочет вершить историю, и в этом плане пример Рузвельта действительно показателен. Тридцать второй президент США также обновил страну, заложив основы империи XX века. Даже если бы Второй мировой войны не было, Рузвельта все равно следовало бы упомянуть как одного из наиболее выдающихся политиков Соединенных Штатов. Еще до войны ему удалось поставить на ноги страну, парализованную мировым экономическим кризисом. «Новый курс» не только способствовал стабилизации в Америке, но и предопределил ее развитие в долгосрочной перспективе.
Стало быть, пример дан, и с человеческой точки зрения было бы понятно, если В.В.Путин, находящийся в расцвете сил и ставший к нынешнему моменту настоящим политическим тяжеловесом, довел бы до конца свою программу, начатую 10 лет назад. Ее первым шагом была стабилизация страны, находившейся на грани распада и анархии. Рост, начавшийся, в том числе, благодаря высоким ценам на нефть, сделал возможным возвращение России на мировую политическую арену, наряду с этим В.В.Путин в своей Мюнхенской речи четко озвучил интересы Москвы. Видимо, он не испытывал привязанности ни к конституции, ни к Кремлю потому, что чувствовал: на новом этапе развития нужно создать в первую очередь внутренние предпосылки внешнеполитических амбиций. Предшественница нынешнего плана модернизации – объявленная В.В.Путиным два года назад «Программа 2020» – сконцентрирована уже на этом, её реализация будет задачей в первую очередь правительства. Глобальный кризис прервал экономический рост, начавшийся в первые годы нового тысячелетия, в то же время он заставил обратить больше внимания на необходимость диверсификации экономики, искоренения коррупции и обновления политической культуры. В переданных В.В.Путину заявлениях эксперты Валдайского клуба, описывая положение в стране, говорили практически об этих же проблемах. Вряд ли случайно то, что в рейтинге конкурентоспособности Россия занимает скромное 63 место.
Новые вызовы требуют сильного, энергичного политика, который может поднять страну, которой, согласно далеко не безосновательным опасениям, угрожает стагнация и приостановка реформ. Такого политика, который сможет снова расшевелить омут и провести изменения, необходимость которых вызвана не только лишь влиянием кризиса. Такого, у которого хватит смелости расшевелить политическую систему, намерением которого будет не убаюкать, а побудить к переменам общество, в значительной степени рассчитывающее на государственную поддержку. Этим человеком может быть и Путин, в таком случае он пойдет по следам Рузвельта. Преемник будет чего-то стоить только в том случае, если в следующие десять лет решит большую часть этих задач.