Что произойдет, если переговоры, проходящие сейчас между палестинскими властями и Израилем, закончатся успешно?
До сих пор во всех заявлениях и комментариях присутствовала нотка пессимизма по поводу результатов этих переговоров. Однако те принципы, по которым они ведутся, совсем не предполагают отказаться от пессимистичного настроя, одержавшего верх даже над американцами и израильтянами, которые помнят о прошлых неудачных попытках вести диалог.
В действительности, с точки зрения Соединенных Штатов и Израиля, сами эти переговоры - уже большое достижение. Разве кто-нибудь надеялся, что палестинская администрация откажется от своего требования, соблюдение которого было единственным условием участия Палестины в этих прямых переговорах? Разве кто-то верил, что власти Палестины пойдут на такие уступки президенту Бараку Обаме после всего, что он наобещал Израилю вместе с вице-президентом Джо Байденом и министром иностранных дел Хиллари Клинтон. Им пришлось позволить Нетаньяху участвовать в переговорах с палестинцами на его условиях, точнее, на условиях, на которых настоял министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман. Он, прежде чем начать переговоры, убедился, что останется главой министерства.
Кто бы мог подумать, что главы арабских государств, приглашенные на открытие переговоров, - а это президент Египта и король Иордании - смирятся с предложенной им ролью статистов, присутствующих только для того, чтобы выразить свою солидарность с режимами, поддерживающими формальный мир с Израилем, и использовать этот шанс присоединиться к их числу?
Невозможно себе представить провал переговоров, в которых одна сторона может диктовать любые удобные ей условия, а другая отказывается от всех своих требований, даже самого главного. Второго такого шанса у первого участника может и не быть. А второму участнику ничего не остается, кроме как делать вид, что его неудача на самом деле успех.
Сотрудничество между палестинскими властями и Израилем в сфере безопасности достигло такого уровня интенсивности, которого оно не достигало не только между этими двумя странами, но и вообще между любыми странами, когда-либо воевавшими друг с другом. Вместе с тем, надо заметить, что требования Израиля на этих прямых переговорах вовсе не ограничиваются разоружением палестинцев и запретом создавать суверенное государство. Израиль хочет сотрудничества в борьбе против вооруженного сопротивления, которое мешает палестинцам принять унизительные условия мира. Тот, кто думает, что Израиль позволит палестинским территориям стать государством Палестина до того, как власти разберутся с вооруженными формированиями, которые мешают отнимать у палестинского народа его землю, его независимость, его воду и его воздух, просто обманывает себя.
Большая вероятность того, что прямые переговоры увенчаются успехом, создает возможность огромной и, возможно, последней катастрофы в ряду злоключений народа Палестины.
Соединенным Штатам на этих прямых переговорах с палестинскими властями удалось добиться того, чего у них не получилось добиться во время войны во Вьетнаме. Эта война закончилась тем, что самая мощная военная машина в мире потерпела поражение в схватке с ожесточенным сопротивлением, и враги США действовали даже во время проведения мирных переговоров.
Этот исторический урок не позволяет забывать о важности непрекращающейся борьбы, даже если борьба эта ведется против Соединенных Штатов Америки, с их военной, экономической и политической мощью, а также дипломатическим влиянием.
Это происходило в тот момент, когда американцы почувствовали, что военным путем им победы во Вьетнаме не добиться. Это признавало военное командование, министры и советники. Они вынуждены были сесть за стол переговоров. Переговоры начались 3 мая 1968 года в Париже. В том самом Париже, столице Франции, которая тринадцатью годами ранее тоже потерпела неудачу во Вьетнаме. И после короткой формальной паузы, которую необходимо было выдержать из-за начала переговоров, Соединенные Штаты возобновили интенсивные бомбардировки Вьетнама (в то время, Северного Вьетнама), потратив при этом больше боеприпасов, чем Союзники в течение Второй мировой войны. При этом американцам было понятно, что сопротивление в Южном Вьетнаме не прекратится даже по результатам переговоров.
Переговоры продолжались, а вместе с ними продолжалась и вооруженная борьба, как в северной, так и в южной частях Вьетнама. Последней надеждой Соединенных Штатов был план "вьетнамизации" войны, то есть передачи бремени ведения войны подразделениям армии Южного Вьетнама, что позволило бы американцам продолжить вывод своих войск.
В январе 1973 года, через пять лет после мирных переговоров, все в том же Париже было заключено соглашение о прекращении огня и полном выводе американских войск из Вьетнама.
Не было никаких требований, которые Соединенные Штаты заставили бы соблюдать Южный или Северный Вьетнам после того, как американская армия покинула страну. 21 апреля 1975 года народу Вьетнама удалось свергнуть южный проамериканский режим. Южный Вьетнам сдался на милость победителю, силы вьетнамского сопротивления 20 апреля вошли в столицу Южного Вьетнама, и началось объединение страны.
Свершилось то, ради чего Вьетнам сражался и с французами, и с американцами, пережив две войны, между которыми, по сути дела, не было никакого перерыва. Ведь Соединенные Штаты вторглись в страну в ответ на поражение в Индокитайской войне, объявив тем самым о своем желании получить в наследство от потерпевшей неудачу Французской империи весь Индокитай.
Кто бы мог подумать, что попытка захватить бывшие французские колонии приведет Соединенные Штаты к еще большим потерям, чем саму Францию?
Историческая картина была бы неполной, если бы мы не попытались сосчитать потери Вьетнама в войне с американцами. Во время самой войны, которая продлилась 13 лет, было принято считать потери американской стороны: убитых, раненых, пропавших без вести солдат, сбитые самолеты. Никто не вспоминал о потерях вьетнамцев, будь то военных или мирных жителей. И наконец, примерно через сорок лет после окончания войны, потери были подсчитаны. Подсчеты показывают, что в период с 1960 по 1973 год потери Вьетнама составили 16% его населения.
После своего поражения американские войска покинули все страны Индокитая, как и французские до этого. И казалось, что в последующие тридцать лет в Соединенных Штатах только и думали о том, как бы не допустить "второго Вьетнама". Возможно, будет уместно упомянуть, что американцы испытывали настолько горькие чувства по поводу своего поражения, что не выполнили своего собственного обещания, данного по окончании переговоров в Париже: выплатить Вьетнаму компенсацию за весь нанесенный ущерб. Видимо, только так Соединенные Штаты и могли отомстить Вьетнаму за поражение.
Можно ли сравнивать переговоры в Париже между Соединенными Штатами и Вьетнамом и нынешние палестино-израильские переговоры? По какому критерию их сравнивать? Какая сторона на этих прямых переговорах сможет занять позицию, аналогичную позиции США, а какая может стать вторым Вьетнамом?
Наверное, сравнивать стоит результаты. Может последовать законный вопрос: почему же результаты нынешних переговоров до сих пор неизвестны? В действительности, итог известен уже сейчас, известен благодаря готовности палестинских властей выполнять все требования Израиля и американского президента. Можно ли ожидать, что Израиль и Соединенные Штаты сжалятся над палестинцами или решать отблагодарить их за уступки, на которые те идут?
Все, чего могут ожидать будущие власти так называемого "палестинского государства", это автономия при израильской оккупации. Это палестинцы понимают очень хорошо, в особенности те, кто серьезно относится к созданию палестинского государства. Именно благодаря своему серьезному отношению они знают из опыта прошлых переговоров с американцами и израильтянами, что нет никакой надежды на создание действительно независимого, суверенного государства, способного сосуществовать с соседним Израилем. Это понимают и те, кого до последнего момента не оставляла призрачная надежда на то, что глава палестинской администрации Махмуд Аббас не откажется от своего последнего требования, а именно прекращения строительства израильских поселений на территориях, которые, как предполагается, станут территориями государства Палестина.
Беньямин Нетаньяху приступил к переговорам, имея такие преимущества, о которых он и не мог мечтать. Быстрыми темпами развивается сотрудничество с палестинской администрацией в сфере безопасности, особенно в городе Дженин. Казалось очевидным, что Нетаньяху вовсе не в том положении, чтобы диктовать условия на прямых переговорах, тем более что Израилю со стороны палестинского сопротивления был нанесен тяжелый удар, когда четверо израильских поселенцев были убиты в районе, находящемся под контролем военных.
Также, начиная переговоры, Нетаньяху (вслед за Махмудом Аббасом) был уверен в том, что американцы обеспечат этим переговорам статус секретности, как на подготовительном этапе в Вашингтоне, так и во время остальных раундов переговоров, которые пройдут в Египте (Шарм Эль-Шейх) и Иордании. Все задействованные в переговорах стороны знают, что секретность на таких мероприятиях является чем-то вроде культа. Нетаньяху это нужно из-за его сторонников, Аббасу это нужно из-за палестинского сопротивления. А Египет и Иордания настаивают на секретных договоренностях, так как считают, что это противоречит настроениям общественности, которые поддерживает сопротивление и не приемлет переговоры. И в Каире, и в Аммане хорошо знают из опыта, что палестинская администрация будет настаивать на том, что совсем не понравится простым палестинцам, точно так же, как когда-то в прошлом Египту и Иордании пришлось настаивать на заключении официального мира с Израилем и принятии непопулярных решений касательно Синая и берегов реки Иордан.
Теперь перед всеми действующими лицами на этих переговорах существует выбор. Если переговоры будут неудачными, от этого пострадают все. Что касается удачного исхода, то последствия будут негативными только для народа Палестины. В случае провала у Израиля будет законное право начать войну в любом направлении. Если же переговоры пройдут как задумано, Израиль будет готов воевать только с палестинским сопротивлением и его сторонниками.
Что касается американской стороны, то генерал Дэвид Петреус, будучи главной Центрального командования США, заявил, что у Соединенных Штатов появляются все новые и новые враги в регионе арабо-израильского конфликта и по всему мусульманскому миру, и конфликт этот является главной тому причиной. Поэтому одной из главных целей президента Барака Обамы является устранение ненависти, направленной против США, и главное средство для этого - заключение мирного договора между Израилем и Палестиной.
Нам неизвестно, кто убедил Обаму, что такой невыгодный для палестинцев мирный договор может успокоить антиамериканские настроения.
И мы не знаем, кто убедил участников прямых переговоров, что успех переговоров лучше, чем их провал.
Если успех приведет к таким последствиям, провал кажется более хорошей перспективой. Потому что успех означает полное поражение тех, чьи права были ущемлены, то есть палестинцев, и признание правомерности оккупации. Вспомним же урок Вьетнама.