Сразу на выезде из аэропорта попадаешь на огромную строительную площадку. Коммуникационные узлы, гостиницы, тяжелая техника, беспрестанное движение и шум напоминают, что через четыре года в Сочи пройдет зимняя Олимпиада.
Ожидаемый наплыв тысяч болельщиков и спортсменов мобилизует власти города и России на огромные усилия. Но в этот прекрасный курортный город меня привела не подготовка к Олимпиаде. Вместе с другими членами Валдайского клуба мы прибыли туда на ежегодную встречу с Владимиром Путиным. Российский премьер-министр принимал нас в своей резиденции на берегу Черного моря. За вкусным обедом, загорелый и раскованный, он почти четыре часа отвечал на проблемные вопросы, предлагаемые ему публицистами, политологами, историками из Европы, США, Китая и Японии.
До этого в Петербурге и на борту прогулочного теплохода "Кронштадт" мы дискутировали об истории и будущем России. Мне доверили вести одно из заседаний на тему "Россия в мире: может ли она стать такой, какой ее хочет видеть мир? Какой она хочет видеть себя сама?" Известный в Польше профессор Караганов сформулировал тезис, что без окончательного разрыва со сталинизмом и полной реабилитации всех жертв Россия не сможет превратиться в полной мере современное и демократическое государство. Однако не все россияне положительно воспринимают такие идеи.
Вернемся к Путину и его гостям. Большинство вопросов касалось внутренней ситуации и президентских выборов. Российский премьер заявил, что как они с Медведевым будут действовать, будет зависеть от реальной обстановки в стране и от общественных настроений. На намеки, что его возможное возвращение на пост президента может уничтожить и без того хрупкую российскую демократию, он отреагировал, приведя пример Франклина Рузвельта, который был президентом США четыре срока подряд. На реплику, что это не противоречило конституции того времени, Путин парировал, что он не будет делать ничего, что противоречило бы конституции Российской Федерации.
На мой вопрос о будущем польско-российского сотрудничества, в том числе совместных программ по модернизации наших стран, Путин ответил, что он видит широкие возможности, в том числе в области космических технологий, энергетики и машиностроения. Он добавил, что с энтузиазмом воспринимает улучшение климата польско-российских отношений, и хотел бы углублять эту атмосферу. Он напомнил о напряженных аспектах в двусторонних отношениях, приведя, в частности, пример газопровода "Северный поток". Путин сказал, что своим сопротивлением Польша ничего не выиграла, тем более что уже в будущем году газ начнет поступать первым потребителям в Германии. Подводя итог, он подчеркнул, что в независимости от появляющихся проблем, наша страна остается для России важным партнером.
В подобном духе высказался и Сергей Лавров. На встрече в Москве российский министр иностранных дел заявил, что он с воодушевлением смотрит на позитивные тенденции в польско-российских отношениях. – Нельзя закрывать глаза на прошлое, но важнее всего – будущее добрососедских отношений, - сказал глава дипломатии.
Лавров положительно оценил сотрудничество с главой МИД Польши Радославом Сикорским (Radosław Sikorski), подчеркнув важность своей встречи с польскими послами в Варшаве. – Все формальные и неформальные плоскости диалога должны быть задействованы максимально активно, - заявил он, сказав о своих планах вновь посетить Польшу уже в следующем месяце.