Под руководством своего молодого лидера Рамзана Кадырова Чечня уже практически полностью превратилась в исламскую республику. Первыми жертвами этого "возврата к чеченским традициям" стали женщины. На углу проспекта Путина группа молодых людей в просторной и строгой мусульманской одежде останавливают проходящих девушек.
Их проступок заключается в том, что они "неприлично" одеты. "Мы говорим девушкам, которые не носят платка или гуляют в короткой юбке, о необходимости следовать правилам ислама в общественных местах. Особенно важным это становится в священный месяц Рамадан", рассказывает "страж нравственности" Хусейн.
Это предупреждение является всего лишь "пожеланием", уточняет работник Центра духовно-нравственного воспитания. Только звучит это "пожелание" из уст служащего правительственного ведомства, которое создал два года назад авторитарный глава республики, чтобы ускорить столь желанное им возвращение к чеченским традициям.
"Стражи нравственности" – борцы за соблюдение правил ислама
В этом году в Рамадан местные предприниматели также получили свою долю "пожеланий" от стражей нравственности. В результате в течение всего святого месяца в Грозном не работали практически все кафе и рестораны. Лишь очень немногие из них открывались с приходом ночи (то есть с окончанием поста). Продажа алкогольных напитков, и так ограниченная двумя часами в день, была полностью запрещена, а сигареты продавали только с величайшей осторожностью.
На улицах города некоторые женщины прислушиваются к словам Хусейна и его товарищей, тогда как другие предпочитают просто игнорировать его агрессивные и уже успевшие порядком поднадоесть призывы. "В них будто сам Шайтан вселился", говорит Хусейн. "Они считают, что мы говорим им что-то оскорбительное. Наоборот, оскорбительно, то, как они поступают сами, одеваясь подобным образом". Другие защитники морали идут еще дальше. За последние несколько месяцев десятки женщин подверглись нападению неизвестных с пейнтбольным пистолетом, которые обстреляли их из машины в самом центре чеченской столицы за то, что те не носили платка.
Став жертвой одной из этих хулиганских выходок, 29-летняя Раиса решила больше не испытывать судьбу. "Я сказала себе, что в любом случае не смогу ничего сделать, так как у меня нет оружия, а у этих людей есть поддержка (президента Кадырова). Теперь я ношу платок и ни о чем не беспокоюсь", объясняет она.
Стабильность в республике
На вопрос о действиях "стрелков-морализаторов" в интервью местному телеканалу Кадыров сказал следующее: "Не знаю, но когда найду их - объявлю им благодарность!" Кроме того, с 2007 году в республике действует его указ, по которому женщинам запрещается находиться в общественных учреждениях без платка. Такое решение противоречит российской конституции, однако оспаривать его в Москве никто не собирается.
Все дело в том, что для Кремля все эти традиционалистские и авторитарные капризы 33-летнего лидера являются своего рода ценой за стабильность после двух кровопролитных войн (1994-1996, 1999-2000), которые развязала российская армия, чтобы подавить очаги чеченского сепаратизма. Хотя у президента Дмитрия Медведева и есть полномочия в любой момент отправить Кадырова в отставку, маловероятно, что он пойдет на это в обозримом будущем.
Под руководством нового главы республики разрушенная Чечня была практически полностью отстроена заново благодаря щедрым субсидиям Москвы. Хотя часть молодежи продолжает присоединяться к восстанию (сегодня оно переориентировалось в сторону радикального ислама), большая часть бывших боевиков собралась под знаменами пророссийской власти.
Чечня – вотчина Рамзана Кадырова
Сделав выбор в пользу политики "чеченизации" конфликта, Кремль дал новым властям карт-бланш, что превратило республику в личную вотчину Рамзана Кадырова. По словам правозащитных организаций, подчиненные ему группы вооруженных людей пользуются полной безнаказанностью и жестоко расправляются (раньше этим занимались российские солдаты) со всеми, на кого падает подозрение в поддержке боевиков или участии в восстании.
Пользующийся репутацией грубого и жестокого человека Рамзан Кадыров установил в стране культ личности своего отца Ахмата, погибшего во время теракта в 2004 году. Повсюду в Чечне взгляд постоянно натыкается на его портрет… или на портрет Рамзана.
Лишь очень немногие чеченцы осмеливаются открыто критиковать режим Кадырова. Как и в сталинскую эпоху людьми управляет страх и пропаганда, а самые бедные граждане уверены в том, что молодой лидер просто не подозревает об их незавидном положении. "Когда он узнает о наших проблемах, все изменится к лучшему!", повторяют с разной степенью убежденности беженцы, которые все еще ждут обещанного им 6 лет назад жилья.
"Нет ничего выше религии"
Рамзан Кадыров всегда говорил о полном соблюдении российских законов в Чечне, добавляя, однако, что для него как мусульманина нет "ничего выше религии". И сделать что-либо с этим полуправительственным шариатом Москва просто не в состоянии. Как в свое время и советская власть оказалась неспособна добиться здесь верховенства своих законов перед лицом укоренившихся традиций кровной мести и многоженства, которым сейчас вновь потворствует новый президент.
Влияние традиций и абсолютной власти Кадырова заставляет отступить и большую часть чеченских женщин. 38-летняя Соня, которая считает себя "феминисткой", терпеть не может носить платок.
"Но я все же вынуждена это делать, иначе потеряю работу", признает она. Не чужда этой верующей мусульманке и самокритика: ее ненависть к платку, объясняется, по ее словам, тем, что она была "испорчена советскими временами". Теперь она обещает воспитывать своих детей согласно требованиям ислама. "Моя дочь будет с малых лет носить платок, что бы у нее не было как у меня психологической дилеммы, надевать его или нет", решительно заявляет Соня.