Мировой центр тяжести перемещается в восточном направлении настолько быстро, что мы, европейцы, почти чувствуем, как земля движется у нас под ногами. Поскольку почти все главные актеры на международной арене пересматривают свои роли в ответ на эти тектонические изменения, Европа должна сделать то же самое. Таким образом, справедливо, что Совет министров ЕС собирается серьезно взяться за эту проблему.
В течение многих десятилетий, однако, европейцы были больше обеспокоены вопросами объединения и принятия Конституции, чем традиционной дипломатией. Историческая конкуренция внутри Европы, конечно, была цивилизованно превращена в политическую модель, которую европейские дипломаты часто видят применимой и на международной арене.
Безусловно, согласие, компромисс и объединение суверенитетов – это единственный способ решить многие проблемы ‑ изменение климата, распространение ядерного оружия ‑ которые мучают наш мир. Но что касается больших проблем войны, мира и равновесия сил, Европа, кажется, попала в ловушку между недостаточно сплочённой внешней политикой и неуверенностью отдельных стран в определении и обеспечении их национальных интересов.
В отличие от этого мировые великие державы ‑ Бразилия, Китай, Индия, и Россия ‑ настаивают не только на первенстве своих национальных интересов, но и, как продемонстрировали неудавшиеся переговоры в Копенгагене в декабре прошлого года, также на суверенной свободе действий. Для них геополитика не анафема; это основа всей их внешней деятельности. Защита национальных интересов все еще сплачивает их общественность; использование силы все еще остается основой их дипломатических расчетов.
Перед лицом этой новой/старой действительности Европа не должна стремиться только к тому, чтобы все услышали ее мнение о глобальных проблемах торговли и финансового дисбаланса, какими бы важными они ни были. Вместо этого Европа должна осознать, какие из ее стратегических активов имеют значение для нарождающихся великих мировых держав и использовать эти активы, чтобы получить влияние.
К сожалению, один из ключевых стратегических активов Европы – это европейские страны, в частности Украина, по территории которой пролегают большие энергетические коридоры, по которым миру будет поставляться все больше ископаемого топлива с Ближнего Востока и Средней Азии – является, вероятно, самым пренебрегаемым. Действительно, начиная с российско-грузинской войны 2008 года Европа, в основном, отводила свой взгляд от событий в этом регионе.
Это пренебрежение является неоправданным и опасным. Страны, которые находятся между Европейским союзом и Россией, являются не только источником геополитического соперничества между Европой и Россией, но пересекаются с национальными интересами других нарождающихся великих мировых держав, особенно Китая.
Российско-грузинская война показала, какое большое значение имеет этот регион для всего мира. Очнувшись, Китай стал прилагать систематические усилия для укрепления независимости прежних советских республик, предлагая им огромные программы помощи. Страны от Беларуси до Казахстана извлекли выгоду из китайской финансовой поддержки.
Китай заботится об этом регионе не только потому, что ему важно сохранить начавшийся после окончания холодной войны процесс урегулирования в Евразии, но также и потому что он понимает, что это обеспечит маршруты транзита большой части энергии из Ирака, Ирана и Средней Азии. Действительно, Китай вкладывает миллиарды долларов в разработку месторождений нефти и газа Ирака и Ирана. Учитывая, что проблемы безопасности будут, вероятно, препятствовать транспортировке большей части этой энергии в восточном направлении, для удовлетворения внутренних потребностей Китая, китайские энергетические концерны вынуждены будут стать игроками на международных рынках энергии ‑ что означает отправку добытой китайцами в Ираке и Иране нефти и газа на запад для продажи.
Но две основные для этой торговли страны ‑ Турция и Украина ‑ все больше и больше обособляются от ЕС. Для Турции напряжённость отражает недостаток прогресса в рассмотрении заявки страны о ее членстве в ЕС.
Украина ‑ другой вопрос. Пока Виктор Янукович не пробил себе путь в президентство Украины в этом году, Украина настойчиво стремилась стать европейской по своей ориентации. Теперь Янукович, кажется, определился – в своем самом недальновидном побуждении ‑ смертельно ослабить Украину как страну-транзитера энергии. Действительно, его последний гамбит заключался в том, чтобы продать украинские транзитные трубопроводы Газпрому России в обмен на сниженную цену на газ.
Эта идея глупа и экономически, и стратегически. Отрасли промышленности Украины нуждаются в модернизации, а не в том чтобы стать еще более зависимыми от дешевого газа, а газовый транзит станет почти столь же монополистическим, как и его поставки ‑ мрачная перспектива, если учесть происходившие в прошлом перекрытия поставок газа из России в Европу.
Кроме того, политика в Украине разрушается. Полным ходом идет охота на ведьм против политических деятелей оппозиции. Противоборствующие журналисты исчезают без следа. Самый крупный медиа-магнат страны, который оказался главой службы государственной безопасности, расширяет свою медиа-империю, злоупотребляя судами. Систематический демонтаж Януковичем демократических институтов Украины вредит потенциалу страны как европейскому стратегическому активу.
Конечно, это дело украинцев защищать свою демократию, но Европа также ошибается, потому что у ЕС отсутствует национальная стратегия в отношении Востока. Моральное и стратегическое видение 1990-х годов, которое достигло высшей точки в "большом взрыве" распространения ЕС на восток, исчерпало себя. В настоящее время Европа шепчется о том, что "нео-финляндизация" могла бы быть разумным компромиссом для таких стран, как Украина и Грузия.
Восстановление отношений ЕС с Украиной и другими странами, расположенными на восток от Евросаюза, однако, помогло бы сформировать отношения с Россией, которая сегодня стоит перед рядом стратегических проблем: отношения с прежними республиками СССР; близость динамично развивающегося Китая; обнажённая пустота Сибири; будущее энергетических ресурсов Центральной Азии, вокруг которых возобновляется “большая игра” девятнадцатого века между Россией, Китаем, Индией, и Америкой. ЕС может играть конструктивную роль через постоянный диалог, чувствительный к проблемам России, не соглашаясь при этом со всеми с ответами России на них.
Сегодня искусство дипломатии должно привести к консенсусу все мировые силы. Это требует налаживания лучших отношений со всеми мировыми великими державами. Но это также подразумевает, прежде всего, общее видение, не только проблем, которые затрагивают все страны ‑ распространение оружия, терроризм, эпидемии, изменение климата, например ‑ но также и стратегических активов. Если ЕС хочет проводить успешную политику по отношению к великим мировым державам, он должен говорить на стратегическом языке, который они понимают.
Григорий Немыря, бывший заместитель премьер-министра Украины