Москва. Вячеслав Кокорин - пример успешной карьеры: этот 26-летний молодой человек совершил прыжок с деревянной университетской скамьи в кресло руководителя. Он является генеральным директором небольшой рекламной фирмы «НЛО Маркетинг». Она занимается рекламой в социальных сетях Интернета. Первые заказы ему помог найти его профессор, но теперь среди его клиентов уже числится компания Adidas.
Однако не всегда зубчатые колеса обучения и бизнеса так легко сочетаются друг с другом. Для многих выпускников поиск работы становится долгим и утомительным. Еще сложнее найти работу более возрастным людям. По данным статистического ведомства «Росстат», в России в настоящее время насчитывается 5,4 миллиона безработных.
При этом многие бизнесмены, в том числе работающие в области компьютерной техники, жалуются на значительную нехватку специалистов. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, рынок рабочей силы имеет сильные региональные отличия, а, с другой стороны, существующие направления в обучении не соответствуют предъявляемым требованиям.
В 1990-е годы массовым порядком были подготовлены юристы и ученые-экономисты. Теперь рынок в этих областях во многом насыщен, хотя на самом высоком уровне еще есть пробелы, считает менеджер Центра развития карьеры Высшей школы экономики Александр Чижов. «Зато программисты востребованы и получают высокие зарплаты», добавляет он.
С этими проблемами столкнулась также инициированная Кремлем модернизация российской экономики. Требование Медведева относительно диверсификации очень медленно претворяется в жизнь. Не хватает не только специалистов по компьютерам, но и большого количества просто инженеров и математиков. Для реализации образцово-показательного проекта Сколково – своего рода российской Силиконовой долины – Кремль будет поэтому приглашать иностранных специалистов.
Чижов, однако, настроен оптимистично: рынок рабочей силы пришел в движение, говорит он. По его мнению, знание иностранных языков, особенно английского, в последние годы значительно повысилось. Поэтому многие молодые россияне проходят практику и курсы повышения квалификации за границей.
«Потенциал есть», считает он. Теперь нужно поддержать появившуюся тенденцию.