Ровно неделю назад была принята резолюция, которую Белград согласовал с Брюсселем, что подтвердило, что способ, которым она была изначально направлена в августе, был ошибочным. Хотя я и тогда, как и сейчас, заявлял, что не следует выступать с резолюцией, несогласованной с ЕС, признаюсь, мне было трудно смотреть на тяжелую походку Вука Еремича к трибуне Генеральной Ассамблеи и на усилия, с которыми он читал свой текст. Совершенно очевидно, что такой дискомфорт вызывает вопрос о том, не было ли ошибкой согласие на изменения, учитывая то, что Сербия действительно испытывала давление и угрозы, с требованием изменить текст, и тяжело признавать, что такое давление принесло свои плоды.
Следует, однако, понимать, что возможный успех оригинального текста был бы пирровой победой, поскольку его цена была бы слишком высока. Практическим эффектом от принятия оригинального текста резолюции был бы большой разрыв с Европейским союзом и Соединенными Штатами, с одной стороны, а с другой, Сербия оказалась бы в кругу тех стран, которые могут позволить себе роскошь иметь такую дистанцию. Является ли ЕС крупнейшим торговым партнером и инвестором Венесуэлы, дает ли ей ЕС ежеквартальную финансовую помощь, чтобы залатать дыры в бюджете, как в случае с Сербией. Не в деньгах счастье, конечно, и если вы посмотрите, кто гарантирует безопасность сербов в Косово, то это не русские, которые первыми еще в 2003 году ушли из Косово, не Африканский союз и не Лига арабских государств, а опять-таки Европейский союз с EULEX. Те, кого все эти факторы не интересуют, а он беспокоится только о вопросах принципов и национального достоинства, тот не имеет права комментировать и критиковать внешнюю политику.
Учитывая все вышесказанное, Сербия не может позволить себе не быть в одной лодке с Европой, когда речь идет о судьбе сербов в Косово. И в этом свете следует рассматривать изменение акцентов в политике. Нам не нужно защищать международное право или свою конституционную преамбулу, приоритетом должна быть автономия сербской общины на севере и на юге Косово, независимо от решения о статусе. Этот вопрос, несмотря ни на что, все еще полностью не решен, имея в виду, что в настоящее время это называется "надзираемая независимость" - термин, противоречащий сам себе. Сербия должна именно здесь найти возможность для открытия новых переговоров.
На этом новом этапе, однако, следует применять свежие идеи, которые не будут скрыты от общественности. Достижения "тайной дипломатии" редко оцениваются, ведь общественность часто отказывается принимать решения, о которых ее заранее не проинформировали. Вспомним предложение Вольфганга Ишингера по поводу соглашения, аналогичного тому, которое было между двумя Германиями, когда Западная Германия прагматично укрепила свой суверенитет над Восточной Германией (Основное соглашение от 1972 года.). Мы тогда это предложение с негодованием отвергли, а теперь ясно, что оно было гораздо большим, чем то, что сегодня можно было бы потребовать.
Тем не менее, некоторые его элементы могли бы быть использованы, также как и части Охридского соглашения, касающиеся конституционного разделения власти двух национальных сообществ (македонско-албанский конфликт). Существуют еще ряд предложений, которые Сербия может положить на стол, но она должна делать это открыто, активно беря на себя инициативу и требуя сначала соглашения с Брюсселем. Таким образом Сербия может использовать новый подход с Европейским союзом, который дал согласие по поводу резолюции в Организации Объединенных Наций, но не в коем случае не выпрашивая статуса кандидата, когда еще даже 5 дней не прошло после Генеральной Ассамблеи. Такое требование "вознаграждения" даже по нашим стандартам было бы слишком легкомысленным.