Москва. Европейские компании, взирающие на этого великана на своем пороге – Россию - как на источник увеличения продаж, должны будут сочетать большое терпение и понимание местных особенностей для того, чтобы их инвестиции окупились.
Россия всегда была головоломкой для западноевропейских голубых фишек. Она располагает обильными ресурсами, географически она ближе всего расположена из стран БРИК и у нее быстро растущий средний класс с высокими показателями располагаемых доходов, однако очень немногие считают, что добиться своей цели там легко.
Причина – бюрократия, сложная судебная система, всеобщая коррупция и влиятельные олигархи, защищающие свои сферы влияния.
Аналитики и другие выступавшие на инвестиционным саммите Reuters Russia Investment Summit отметили, что проблемы, действительно, серьезные, однако те компании, которые смогли приспособиться к местным условиям, работали в тесном контакте со своими местными партнерами и договаривались с властями, смогли получить большие дивиденды.
«Вы не можете просто взять выпускников бизнес-школы и поверить в то, что они смогут понять, как нужно поступать с заводом около Новосибирска или Екатеринбурга», - отметил за саммите миллиардер и генеральный директор компании «Русал» Олег Дерипаска.
«Вы не можете просто использовать западные примеры для понимания того, что нужно делать с социальной инфраструктурой или что предпринять в связи с масштабными поставками с ваших собственных установок… Вам необходимо иметь партнера и надежную поддержку со стороны федеральных или местных властей».
Нефтяная группа BP ввязалась в серьезную схватку за контроль над совместным предприятием ТНК-BP с квартетом российских миллиардеров, однако российские нефтяные месторождения были слишком важными для BP, чтобы просто уйти, и решение удалось найти после долгих пререканий.
Французская компания Carrefour – крупнейший европейский ритейлер – ушла из этой страны в прошлом году спустя всего четыре месяца после создания плацдарма на бывшем когда-то одним из самых быстро развивающихся рынков сетевой торговли Европы.
Норвежская группа Telenor вынуждена была пять лет вести борьбу против своего российского партнера Alfa Group, контролируемого миллиардером Михаилом Фридманом, по поводу компании «Вымпелком».
«Россия все еще существенно отличается от Евросоюза в отношении общего бизнес-климата. Существуют определенные вещи, которые отпугивают инвесторов, и уровень коррупции относительно высок», - заявил на саммите Reuters глава российского отделения итальянского банка UniCredit Михаил Алексеев.
Возможно, это было слишком мягко сказано. Расположенная в Берлине контролирующая организация Transparency International поместила Россию на общее 146 место в Индексе восприятия коррупции (Corruption Perception Index) вместе с Зимбабве и Сьерра-Леоне.
Ранее в этом году шведский мебельный ритейлер Ikea уволил двух руководителей компании за то, что они закрывали глаза на взятки, которые давали их субподрядчики в России.
Однако привлекательность этой страны не вызывает сомнений. Президент российского отделения группы Citi Зденек Турек (Zdenek Turek) заявил, что в работе с кредитными карточками в августе были достигнуты рекордные показатели.
«Пенсии растут на 40 процентов в год, а располагаемые доходы – на 12-13 процентов. Мы считаем, что долгосрочный рост будет питаться не долгами, а настоящим спросом», - отметил менеджер Маттиас Силлер (Matthias Siller), управляющий 150-миллионами долларов фонда Baring Russia Fund.
Не во всем виновата Россия?
Очевидно, что некоторые вещи европейские компании сделали неверно – недооценили силу и гибкость местных конкурентов, самонадеянно пытались перенести западную практику и запутывались, устанавливая контакты с влиятельными и близкими к правительству фигурами.
«Многие европейские компании пытались перенести свои собственные схемы в Россию вместо того, чтобы попытаться учитывать особенности России, как разноплановой и мультикультурной страны», - отметил Роберт Груман (Robert Gruman) - партнер и главный советник по России компании PricewaterhouseCoopers.
«Они были слегка самонадеянны и немного наивны. По причине того, что Россия находится очень близко от Евросоюза, они приходили с такой установкой, что культура и ведение бизнеса здесь такие же, как в Западной Европе».
Дерипаска, один из богатейших людей в России, отметил, что иностранные игроки должны подстраиваться под местные условия, и эта страна не хуже других развивающихся рынков – ее судебная система проще, чем индийская, а защита интеллектуальной собственности превосходит то, что имеется в Китае.
«Глобальная корпорация никогда не сможет превратиться в классического местного игрока…, но те крупнейшие компании, которые вырезают и склеивают определенные бизнес-модели, должны помнить, что (ведение бизнеса в России) – это искусство», отметил Алексеев из банка UniCredit.
Работать в тесном контакте с государством, когда это необходимо, - это также неплохая идея.
«Первое правило состоит в том, что надо понять, каково отношение к стратегическим секторам – таким как энергетика и сырьевые товары: только сотрудничество с российским государством принесет плоды», - подчеркнул Силлер.
Что касается олигархов, то европейские компании должны найти способ лавирования между ними.
«Не имейте с ними дел, - подчеркнул генеральный директор компании Wermuth Asset Management Маартен ван ден Белт (Maarten van den Belt). – Вы должны знать свое место здесь, вы должны понимать, что вы можете делать, а что нет».
Иногда сами компании пытаются обвинить Россию, перекладывая на нее свои собственные просчеты, отметил Cиллер.
«Команда управленцев оказалась неспособной справиться с поставленной задачей, и поняла, что легко обвинить во всем Россию – легко ссылаться на волокиту, бюрократию и коррупцию», - подчеркнул он, имея в виду поспешный уход с рынка ритейлера Carrefour.
«Местные компании, имеющие большую маржу, не будут сидеть сложа руки, если кто-то придет и попробует отобрать у них часть пирога».
Чувство разочарования не ограничивается только европейскими фирмами. Компания Руберта Мердока News Corp и ConocoPhillips имели свои пакеты акций, и вот теперь последняя продает 20 процентов активов компании ЛУКОЙЛ – второго по величине в России производителя нефти.
Иностранные инвестиции в Россию сократились на 5,5 процента и составили 30,4 миллиарда долларов в первые шесть месяцев 2010 года, однако европейские компании – от немецких до кипрских – по-прежнему находятся во главе этой группы.
Приобретение активов может быть относительно дешевым. По данным Thomson Reuters, российские фирмы торгуют будущей прибылью (forward earnings) с показателями 5,7 раза, тогда как их конкуренты из стран группы БРИК – Бразилия, Индия и Китай - имеют их на уровне от 9 до 15.
Несмотря не некоторые странные неудачи, большинство западных групп берутся за дело, полные решимости заставить Россию заниматься их проблемами.
«Россия принадлежит к числу немногих оставшихся мест, где еще есть настоящий рост», - подчеркнул Силлер.
(В работе над этой статьей принимали участие специалисты из группы EMEA, редактор Лин Нуэйхед (Lin Noueihed).