Стамбул. Последние дни Рамадана. Семьи со снедью на бульварах вдоль Босфора. Плакаты: Evet («да») против Hayr («нет»). Конституционный референдум. Демократия умеренных исламистов или кемалистская светскость цвета хаки.
Батуми. Обилие грузинских флагов. Военный оркестр у трапа. В центре города - стройплощадка без отселения. Казино уже работают, бизнес-центры пока ожидают. Стеклянные стены полицейских участков: материализация транспарентности. Дворец правосудия на тонкой ножке основания: смысл не ясен. Улица Леха и Марии Качиньских, ведущая в аэропорт. «Через четыре года здесь будет город-сад». Город будущего или город-мираж?
Тбилиси. Очаги благополучия, хотя до процветания далеко. Модные бутики и «брежневское» всенародное обсуждение проекта Конституции. Оппозиционеры, как советские диссиденты, надеются на Запад, но к ним он пока глух. Радио: вначале передача о войне в Осетии, затем русская «попса». Кафедральный храм Троицы: величественный, но не намоленный. Дорога к храму: неровная и все время вверх.
Сарпи, грузино-турецкая граница. Церковь у моря смотрит на мечеть. Армянские и украинские отдыхающие на пляжах. «Сдается комната». Русский как язык межнационального общения.
Сочи. Резкий запах денег. Роскошь напоказ. Узкие дороги, дорогие яхты. Собор Михаила Архангела с цветами у царского бюста. Капиталистические отели сживают со света советские санатории. Сталинские стоят дворцами – снаружи. Барельеф Островского с цитатой о том, как именно следует прожить жизнь. По-циничному уместно. Сталинская дача, выкрашенная в защитный зеленый цвет. Пуленепробиваемый диван, закрывавший вождя с головой, когда он в одиночестве смотрел Чаплина. Ночь в спальной Сталина: 400 у.е. Можно онлайн.
Ялта. На набережной Ленин-памятник жестом приглашает публику в «макдональдс». Ливадийский дворец с экспозицией «Семья Романовых». На Променаде музыка. Русский rock и русский рок.
Севастополь. Соревнование трехцветных и желто-блакитных. Дом Москвы у памятника Нахимову, штаб ЧФ за памятником Екатерине II. Техасские археологи в Херсонесе.
Одесса. «Спляча красуня» в великолепной отремонтированной Опере. Разговорный русский и вывесочный государственный. Главный сувенир – сборники одесских анекдотов. «Кафе Фанкони» - уже сеть ресторанов. Русские – не россияне: новая общность людей.
Стамбул. Круг замкнулся. Референдум прошел. ЗА – 60%. Демократизация? Исламизация? Аэропорт Ататюрка – десятки направлений. Постосманско-постсоветский «хаб». Соперничество империй ушло. Конкуренция товаров, услуг и культур продолжается.