Чешские рекламные щиты, бюст чешского писателя, чешские сувениры за окнами. В украинскую деревню Колочава к могилам Николы Шугая и чешских жандармов каждый год приезжают тысячи чехов.
КОЛОЧАВА. В тысяче километров от Праги есть место, где весь бизнес построен на чехах.
В украинской Колочаве сегодня уже есть даже чешские надписи. «Levné ubytování, teplá sprcha» (дешевое жилье, теплый душ) – удивит вас вывеска у пансиона «Жандармская станция».
Название украинской деревни Колочава вам, наверное, знакомо. «Никола Шугай – разбойник», «Баллада для бандита», Иван Ольбрахт. Колочава – довольно крупный районный центр с 8 тысячами жителей, где протекает река Теребля.
Мощный бюст писателя Ольбрахта стоит прямо перед местной школой.
Кстати, это «levné ubytování» работает на свое имя. В пансионе за двухместную комнату вы заплатите примерно 80 чешских крон. Бабушка, опирающаяся о забор у хаты напротив, за ночь просит всего 30 крон.
Когда-то это было нашим
Ездить в Закарпатскую Украину с ностальгией, что «эта земля когда-то была нашей», было модно еще в 90-е годы. Но только за последние пять лет туристический бизнес здесь действительно пошел в гору, потому что чехам стали не нужны визы на Украину.
Каждое лето в Колочаве проводят отпуск тысячи чешских туристов.
Когда я отправился на небольшое местное кладбище, окружающее колочавскую деревянную церквушку, я пережил еще один шок.
Коренастый мужчина с усами сразу же заговорил со мной на чешском, то есть, скорее, на чем-то среднем между украинским и чешским: «Хотите идти на экскурсию?». Заместитель директора местной школы Василь Васильевич подрабатывает экскурсиями для чешских туристов.
«Это могилы чешских жандармов, которые застрелили Николу Шугая. Привести их в порядок нам помог чешский город Пршибрам, и у могил несли почетный караул чешские полицейские», - за церковью Васильевич, ломая язык, пытается выговорить чешское «рш» в слове Пршибрам. Кстати, в советское время церковь была «музеем атеизма», немного абсурдно.
Внутри церкви следят за небольшим музеем. Васильевич показывает чешский путеводитель по здешним краям времен Первой республики и альбом с открытками со всего мира, которые присылали местные жители, уехавшие отсюда в поисках работы.
Экскурсии есть для кого делать. В день, когда я посетил Колочаву, я насчитал здесь где-то 30-50 чехов. Повсюду в деревне у домов стоят машины с чешскими номерами. Чехию вам напомнит и четырехцветная система туристических знаков, восстанавливать которые помогает чешская организация Člověk v tísni. Здесь уже можно приобрести и сувенирные марки на чешском.
В пивной «Жандармская станция» на стенах висят нашивки и другие «сувениры» чешской полиции из разных регионов. Становится понятно, кто в Колочаве сюда ходит за ностальгией по жандармам.
Шугай – это Сюгай
Пожалуй, каждый чех не упустит возможности найти на местном кладбище могилу Николы Шугая. Отсюда открывается прекрасный вид на вторую по высоте горную вершину в Украине. Только имя Шугай здесь написано по-украински – Сюгай. А еще по дороге на кладбище стоит брошенный военный транспортер, из которого сделали нелепый памятник.
Колочава интересна не только своей легендой о Шугае, но и природой. В общем, здесь все похоже на наши Крконоши, только местные Снежки достигают почти 2 тысяч метров (Sněžkа – самая высокая гора Чехии, 1602 м – прим.пер.).
Сказать, что Колочава бедна, - повторить клише, которое не совсем верно. На перекрестке строится новый отель, напоминающий деревянный дворец. «Жандармская станция» тоже, по-видимому, процветает. С другой стороны, одна из главных трасс, которые ведут в Колочаву, на некоторых участках просто пыльная дорога, еще и подпорченная наводнениями.
Мне даже начинает казаться, что благодаря туризму Закарпатская Украина снова становиться немного «чешской».