Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кибервойны

© Public Domainинтерент кибератака киберпространство
интерент кибератака киберпространство
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Технологическая гонка к которой подталкивает Россию ее президент, не является одной лишь его прихотью: речь идет об одной из составляющих глобальной оборонительной системы, необходимой государству, чтобы заставить всех прислушаться к своим словам на мировой кибер-арене и защитить себя в случае возможной кибератаки.

Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев всегда старался продемонстрировать свою приверженность новым технологиям и в первую очередь интернету. Создав свой блог (с 2008 года он, таким образом, общается с десятками тысяч блоггеров) и аккаунт в Twitter (после поездки в кремниевую долину в июне 2010 года), глава государства теперь находится на одной длине волны с активными пользователями сети, число которых в стране уже очень велико и будет в дальнейшем только расти.

Специалист Мари Мендра (Marie Mendras) недавно заявила о том, что "интернет в России относительно свободен" и представляет собой реальный противовес существующей власти благодаря звучащей в нем резкой критике руководства страны. Эта технологическая гонка к которой подталкивает Россию ее президент, не является одной лишь его прихотью: речь идет об одной из составляющих глобальной оборонительной системы, необходимой государству, чтобы заставить всех прислушаться к своим словам на мировой кибер-арене и защитить себя в случае возможной кибератаки.

Запад, Россия и весь мир - противоборство на большом экране


Со времен Первой Мировой войны, когда Америка добилась военного господства над морями и начала задумываться о суше, многие стратеги поняли, что Голливуд становится важнейшим оружием для продвижения образа США как сильнейшей мировой державы, набивая цену "американскому стилю жизни" и определяя наполовину вымышленных и наполовину реальных врагов. В 80-х годах генеральной линией Голливуда стала борьба с СССР: в то время появилось большое число фильмов, в которых Америка противостоит направленным на свержение мирового порядка заговорам Советов. Вообще, образ врага-коммуниста в целом продемонстрировал потрясающую живучесть в независимости от своей национальности (будь то русский, кореец или китаец). Яркими примерами того являются фильмы про "Рембо" (где доблестный американский солдат помогает афганским моджахедам в борьбе против советских оккупантов), или картина "Лучший стрелок" (Top Gun), которую финансировали ВВС США, чтобы повысить статус и привлекательность военной службы. Лондонский "Пайнвуд" также отметился в этой волне антисоветской пропаганды своей серией фильмов про Джеймса Бонда, где угроза неизменно исходила "с востока" (причем в течение многих лет после падения Берлинской стены). В 90-х годах эта категоризация врага нашла свое продолжение в фильмах (нередко не имеющих абсолютно никакого отношения к политике), где сербы были представлены как кровожадный и жестокий народ. Картина "Экстремалы" (Extreme Ops) 2002 года или "В тылу врага" (Behind Enemy Lines) 2001 года являются показательными тому примерами.

Советское кино той эпохи, однако, ничем не уступало западному. Особенно стоит отметить Сергея Эйзенштейна с его "Александром Невским" и "Броненосцем Потемкиным", "Юность Петра", "Ленина в Париже", "Бориса Годунова" и другие, зачастую неизвестные широкой европейской публике шедевры. Тем не менее, после падения Берлинской стены СССР записали в проигравшие. И западная машина затопила бывший советский лагерь "своим" видением мира, своими фильмами и МакДональдсами.

Начатая Америкой кинобаталия получила в России ответ с приходом в 1999 году к власти Владимира Путина, который дал российскому кино столь необходимого ему лидера. Возвышение Никиты Михалкова до статуса председателя Союза кинематографистов России стало одним из основополагающих моментов в возрождении национального кино. В 2000-х годах на экраны вышло множество фильмов, говорящих об основах нового российского самосознания, которому был нанесен тяжелейший удар за десять лет ельцинского правления: идеи родины и патриотизма, развенчивание образа Запада как рая на Земле и возврат к историческим войнам России. В этой связи стоит отметить фильмы "9 рота", "Князь Владимир", "Брат 2", "1612", "Тарас Бульба" или "Адмирал". Наконец, не стоит забывать и о большом числе исторических сериалов, которые призваны по-новому рассказать народу о его прошлом. В вышедшей в прошлом году стратегической доктрине на период до 2020 года культура рассматривается российской властью как важная составляющая национальной безопасности.            
Россия: ре-информация и пиар

После распада СССР и десятилетия ельцинской власти Россия создала себе крайне отрицательный имидж на Западе. Слом государственного строя, появление мафии, войны на Кавказе, рост бедности и социального неравенства, демографический кризис (с тех пор ситуация более-менее нормализовалась) способствовали формированию портрета великой страны в самых что ни на есть мрачных тонах. За свой первый 4-летний президентский срок (2000-2004) Владимиру Путину удалось восстановить государство и его имидж внутри собственных границ. Разобравшись с внутренней ситуацией, Кремль сосредоточил усилия на отношении к нему на международном уровне.

Второй президентский мандат (2004-2008) позволил Путину поработать над восстановлением имиджа России за границей. В декабре 2005 года государственное информационное агентство РИА "Новости" запустило англоязычный канал, который должен был стать чем-то вроде русского CNN. Получивший солидный бюджет Russia Today стал персональным проектом Владимира Путина. Главная цель этого телеканала, где работает более 500 человек, заключается в улучшении имиджа России, которую западные СМИ нередко выставляют карикатурном свете. Сначала вещание шло на английском языке, однако с 2007 года к нему подключили арабский, а с конца прошлого года также испанский. Содержание передач свидетельствует об агрессивном характере RT, который стремится занять видное место среди международных СМИ и стать, таким образом, мощным оружием массовой коммуникации. Кроме того, RT - это единственный государственный канал, которому дозволено затрагивать такие чувствительные вопросы, как, например, 11 сентября или торговля органами в Косово. Существенная ставка делается и на неполиткорректную информацию: рекламная кампания RT в конце 2009 года (ее показывали в аэропортах Великобритании и США) сыграла на провокации, приравняв президентов Обаму и Ахмадинежада в вопросе ядерного оружия. В Америке эта кампания была запрещена, чего авторы идеи по-видимому и добивались.

Битва за Цхинвали: телевидение и информационная война

Развитие технологий привело к появлению новых зон напряженности и конфликтов. Интернет и кибер-СМИ стали новым театром боевых действий в тотальной информационной и коммуникационной войне. В 2008 году грузинская армия напала на сепаратистские республики Абхазия и Южная Осетия, открыв огонь по мирному населению и российским миротворцам, находившихся там по решению ООН. Военное наступление началось параллельно с запуском широкомасштабной антироссийской информационной кампании, направленной на то, чтобы представить Москву в качестве агрессора. На то, чтобы другая точка зрения смогла хоть немного проложить себе путь в информационном мейнстриме потребовались сверхчеловеческие усилия специалистов, СМИ и даже простых блоггеров. В конце августа лишь одна немецкая газета Der Spiegel написала о том, что реальная ответственность за произошедшее лежит на правительстве Грузии. При этом большинство фактов говорит о том, что подготовка к агрессии началась еще очень давно, а ее задачей была дестабилизация России. И только полтора года спустя доклад Хайди Тальявини в Европейском союзе, наконец, официально подтвердил, что "войну в ночь с 7 на 8 августа 2008 года развязала Грузия". Но нанесенный вред этим уже не исправить: для немалой части общественного мнения Россия как была, так и остается агрессором, а маленькая Грузия - невинной жертвой.

Эта война продемонстрировала возврат к тому уровню пропаганды, что мы видели в 90-х годы в рамках антисербской кампании. Однако в 2010 ее существование поддерживается "изображениями", что щедро предоставляют всем желающими плоды новых технологий: фотографии несуществующих территорий, гротескного вида постановки (вы до сих пор можете найти их на сайте Reuters), ложные свидетельства (как, например, Бернар Анри Леви (Bernard Henri Lévy)) в крупнейших французских газетах... Уровень манипуляции и давления таков, что многие СМИ продолжают 2 года спустя обвинять Россию в том, что именно она развязала конфликт. С любопытным собранием такой ложной информации вы можете ознакомиться на сайте vivreenvussie1fr1.net.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что Россия одержала военную победу, но потерпела сокрушительное информационное поражение. Осознав это, 6 месяцев спустя она выпускает на экраны "Олимпус Инферно", великолепно снятый фильм, который воспроизводит ход тех трагических событий с упором на роль иностранных сил и прежде всего США. Ответ не заставил себя ждать: американцы запустили кинопроект, который расскажет о нескольких днях войны в Грузии с "их точки зрения". Фильм будет сниматься в Тбилиси Midnight Sun Production.

Наконец, в скором времени в эфир должен выйти телеканал "Первый Кавказский" с Гией Чантурией (приближенный министра внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили) в числе своих руководителей. Кроме того, не последнюю роль в его финансировании играет Борис Березовский, олигарх в изгнании, который уже много лет находится в оппозиции Владимиру Путину и российской власти. Задача канала состоит в отстаивании "западных" идей и игре на солидарности кавказских народов для противодействия влиянию России в регионе. Тем не менее, его вещание было заблокировано основным региональным спутниковым оператором Eutelsat, который решил порвать все связи с грузинским телевидением, чтобы только не транслировать "Первый Кавказский". Интересно в этом деле и то, что Eutelsat (его возглавляет Мишель де Розен (Michel de Rosen), человек из окружения премьер-министра Франции Франсуа Фийона (François Fillon)) в последний момент все же заключил контракт с "Интерспутником" для трансляции через свой спутник W7 каналов медийной группы "Газпрома", которая приобрела 14 частот на весь срок службы спутника за 100 миллионов долларов, обеспечив таким образом русскоязычную информационную монополию в Средней Азии и на Северном Кавказе на ближайшие 15 лет. История стала известна общественности благодаря небольшому агентству NoE Com, с помощью которого Грузии удалось сообщить европейским СМИ о направленной против "Первого Кавказского" "цензуре" Eutelsat. NoE Com тесно связано с сыном философа Андре Глюксманна (André Glucksmann) Рафаэлем (Raphaël Glucksmann), который, кстати, в настоящий момент является советником грузинского лидера Михаила Саакашвили. Тбилиси подписал договор с NoE Com сразу же после разрыва сотрудничества с Euro RSCG, который сейчас занимается пиар-обеспечением "перекрестного" года России и Франции.