Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Когда, наконец, закончится кризис

Можно ли сегодня говорить о возвращении к экономическому росту? Журнал Ekonom предлагает восемь правил, по которым это можно определить

© public domainденьги
деньги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это не экономическое оживление, в любом смысле слова, который у слова «оживление» может быть. Такую точку зрения недавно высказал лауреат Нобелевской премии, профессор экономики Пол Кругман. А теперь попробуйте посчитать, сколько раз за последние три года мы слышали греющие душу слова о возобновлении экономического роста.

Это не экономическое оживление, в любом смысле слова, который у слова «оживление» может быть. Такую точку зрения недавно высказал лауреат Нобелевской премии, профессор экономики Пол Кругман (Paul Krugman). А теперь попробуйте посчитать, сколько раз за последние три года мы слышали греющие душу слова о возобновлении экономического роста.

Но какие цифры однозначно подтвердят, что начался рост экономики, и что это не произнесенные вслух пожелания? Приведенные ниже восемь индикаторов – пример того, как, на самом деле, должно выглядеть оживление экономики.

1. Будет работа

Если нет рабочих мест, экономика практически мертва. Поэтому именно безработица – самое худшее проявление кризиса. К сожалению, добиться повышения числа рабочих мест сложнее всего, и поэтому на стадии оживления это происходит в самом конце всего процесса.

В настоящее время Соединенные Штаты, эпицентр всех финансовых трудностей, борются с безработицей в 9,6%. С этой цифрой не получилось ничего сделать даже при помощи сверхдорогого пакета стимулирующих мер президента Барака Обамы.

«Важный вопрос по-прежнему состоит в том, насколько сильным должен быть рост, чтобы уменьшить огромное число безработных. Рост экономики где-то на 2,5% нужен только для того, чтобы остановить рост уровня безработицы. А чтобы существенно снизить безработицу, рост должен быть гораздо, гораздо больше», - говорит Кругман.

Американская экономика достигла этих 2,5% в первом квартале этого года, и с тех пор идет спад. Сейчас она находится на уровне 1,6%.

Радоваться не приходится и Европе. По данным Евростата, в 27 странах ЕС вместе взятых безработица составляет 9,6% (то есть как в Америке). И хотя ВВП в ЕС немного лучше благодаря немецкому экспорту, выиграть бой за рабочие места никак не удается.

2. Компании начнут поглощать друг друга

 «Нынешний кризис неожиданно создал прекрасные условия для слияний и аквизиций», - говорится в сообщении компании Deloitte. Ее аналитики имеют в виду то, что сейчас компании достаточно дешевые для того, чтобы их можно было скупать, чтобы они могли поглощать друг друга. Именно тогда, когда начнется соревнование в поглощении конкурентов, можно будет говорить об оживлении экономики.

Но пока ничего такого не наблюдается. По данным Allen & Overy, активность в области слияний и аквизиций пока колеблется вокруг точки замерзания. Но, например, аналитик компании Cyrrus Ян Прохазка (Jan Procházka) не слишком доверяет этому фактору начала экономического роста.

«Сложно рассуждать о взаимосвязи количества аквизиций и оживления в целом. Это связь есть, и она сильная, и в то же время достаточно бессмысленная, потому что особенно в сложное для экономики и компаний время здоровые компании должны покупать активнее», - говорит Прохазка.

3. Подорожают квартиры

«Если я хочу точнее смоделировать экономический цикл, оценить экономику, я должен учитывать и индикатор, отражающий тот или иной ускоритель рецессии, в случае нынешнего кризиса это цены на недвижимость», - объясняет свою модель Алеш Михл (Aleš Michl), аналитик Raiffeisenbank.

То, что падение цен на дома и квартиры было в начале всех произошедших в последнее время экономических катастроф, известно. Именно поэтому за этим показателем пристально следят инвесторы.

Но печальная действительность такова, что американскому рынку недвижимости еще далеко до того, чтобы его можно было назвать «здоровым».

По данным Федерального агентства финансирования недвижимости (FHFA) цены домов и квартир во втором полугодии по-прежнему колебались на отметке примерно на 1,6% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Эта информация взбудоражила рынки, они начали паниковать, возможно, немного преждевременно, потому что сегодня весь финансовый сектор уже не так зависит от ипотек, как это было в 2008 году.

Когда цены падают, снижается и состояние владельцев недвижимости, которым становится трудно выплачивать долги. Об оживлении можно будет говорить только после того, как рынок недвижимости вернется к более менее нормальным показателям, скажем, к росту в 3-5% в течение двух лет подряд.

4. Рынок капиталов стабилизируется


Как и рынок недвижимости, биржи тоже стали эпицентром последнего кризиса. Существенные снижения стоимости акций де-факто донесли финансовые трудности до всех уголков мира. И даже если бы этого не произошло, стабильный рынок капиталов – важный показатель того, что инвесторы ведут себя рационально и у них больше нет причин трястись за каждый цент. И только после этого, скорее всего, деньги потекут в реальную экономику.

«Рынок капиталов склонен к опережению, что мы наблюдали и в этот кризис. Кризис пришел на биржи гораздо раньше, чем в реальную экономику. И рынки гораздо раньше окрепли», - говорит Прохазка из Cyrrus.

Выздоровление означает, что акции не будут изо дня в день менять направление и падать при малейшей негативной информации. Магической отметкой считаются 10 тысяч пунктов индекса Dow Jones, отражающего стоимость акций крупнейших американских компаний. Индекс уже долго держится над этим уровнем, но это происходит не постоянно. Три недели назад индекс на короткое время опять оказался на отметке, начинающейся с цифры 9.

5. Кредиты станут доступнее

О том, что банки не слишком хотят давать деньги в долг, знают и в Чехии. По данным Чешской экономической палаты, банки с начала года по апрель сократили кредиты примерно на 116 миллиардов крон. И хотя все банкиры утверждают, что проблема не в этом, что предприятия, видите ли, сами не хотят брать кредиты, каждый, кто в последнее время попробовал взять ипотеку, знает кое-что из собственного опыта. Ситуация с кредитами в других странах похожа или гораздо хуже.

«Сегодняшняя низкая активность на рынке слияний и аквизиций, скорее, говорит о нежелании банков финансировать эти операции, что проходит только в «хорошие» времена. Так что эффект здесь, скорее, непрямой», - Ян Прохазка объясняет, как проблемы мотора чешской экономики, банковской сферы, влияют на весь рынок.

6. Заводы на 80%

Промышленность, и хотя ее доля в ВВП во всем мире составляет 30%, по-прежнему является основой рынка. От промышленного производства зависит множество более мелких отраслей, и поэтому промышленность влияет на оживление экономики в целом.

В промышленном производстве самое главное следить за использованием его возможностей, которое в здоровой экономике составляет около 75-80%. Более высокие цифры, наоборот, означали бы «перегрев» экономики.

В Соединенных Штатах в настоящее время используется 74% возможностей производства, и это один из немногих положительных индикаторов. И хотя в Чехии этот показатель не так важен, сумма заказов пока растет. В июле рост составил 10%.

7. Начинают тратить

«Важно изменение поведения в отношении личных задолженностей и трат. Люди должны почувствовать финансовую безопасность, и из-за этого начать тратить», - говорит Дэннис Джакобе (Dennis Jacobe), главный экономист компании Gallup. Когда потребители действительно начнут тратить деньги, это будет важный сигнал стабилизации экономики.

Но Чешскую Республику эта зависимость не должна сильно огорчать, поскольку внутренне потребление у нас составляет лишь малую часть всего объема нашей экономики. Гораздо пристальнее нам стоит следить за развитием розничной торговли в Германии и США. У наших западных соседей отмечается позитивная тенденция: в августе доходы от розничной торговли выросли на 3,1%.

8. Забитые дороги

Последним очень важным индикатором может быть повышение интенсивности движения на дорогах. Этот пункт особенно касается Чехии, через территорию которой проходит много важных для транспортировки трасс.

«Более интенсивное движение на магистралях Чехии как транзитной страны (а вместе с этим большие сборы) означает оживление. Конечно, понятно, это не то, что можно назвать однозначно положительным явлением. Особенно если вы не имеете отношения к сборам», - говорит Прохазка.

Когда же мы, наконец, дождемся?

В заключении следует добавить, что все перечисленные показатели оживления экономики не обязательно всегда должны работать. Возможно, нас вообще не ждет никакое оживление. В настоящее время подобные теории поддерживает несколько экономистов, и уже говорят о так называемой «новой норме», или о декаде стагнации, которая нам еще предстоит.

«Никакое однозначное оживление никогда не настанет. Мы в новой действительности, и такой халявы, как в 2006 и 2007, уже больше не будет. По-моему, в течение трех-пяти лет лопнут новые пузыри», - подчеркивает Алеш Михл.