Над арктической ледяной шапкой нависла новая угроза: Россия планирует построить крупнейший в мире ледокол, который будет способен пробиться через полярные льды даже зимой.
Атомное судно будет прокладывать судоходные пути через Северный Ледовитый океан, а также поможет энергетическим компаниям разрабатывать запасы нефти и газа в регионе.
Между тем, на прошлой неделе стало известно, что арктическая ледяная шапка сократилась до 1,8 миллиона квадратных миль. С 1979 года ее площадь была меньше только дважды. Ее средняя толщина на Северном полюсе также уменьшилась вдвое по сравнению с 1976 годом – примерно до 8 футов.
Русские ясно дали понять, что они намерены воспользоваться этими переменами. Три года назад они спустили на воду «50 лет Победы» - самый большой в мире ледокол, длиной в 500 футов и водоизмещением в 25 000 тонн, способный пробиться через лед 10-футовой толщины. Планируется построить еще два таких же судна, ядерные реакторы на каждом из которых будут генерировать 60 мегаватт энергии— этого было бы достаточно для города средних размеров. Однако флагман будет еще мощнее – с реакторами на 110 мегаватт и корпусом, способным проламывать еще более толстый лед. Его длина пока засекречена, но эксперты полагают, что она составит 650-750 футов.
Владимир Васильев, заместитель директора финансируемого правительством Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота, расположенного в Санкт- Петербурге, пишет в своем докладе: «В прибрежных зонах и на шельфе арктических морей располагаются огромные запасы природных ресурсов— газа, нефти, цветных металлов. Потенциальные размеры месторождений нефти и газа оцениваются в более чем 100 миллиардов тонн, и могут составлять 30 процентов мировых запасов. Для добычи этих ресурсов необходимы мощные атомные ледоколы и грузовой флот большой вместимости».
Дэвид Фэйрхолл (David Fairhall), специалист по Арктике, обнаруживший российские планы по строительству гигантского ледокола, в ходе сбора материалов для своей новой книги «Холодный фронт грядущий конфликт в арктических водах» («Cold Front — Conflict Ahead in Arctic Waters»), считает, что это – лишь часть более масштабной тенденции, которая угрожает превратить Арктику в «район активной экономической эксплуатации». А Иван Блоков, возглавляющий российское отделение Greenpeace, полагает, что спуск судна на воду повысит риск загрязнения окружающей среды в результате несчастных случаев.
«Это также увеличит мировое потребление нефти и газа, использование которых усиливает глобальное потепление», - утверждает он.