Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выбор партнера в атомной отрасли может снизить зависимость Чехии от России

© flickr.com / koromАЭС "Темелин" в Чехии
АЭС Темелин в Чехии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чехии, наращивающей сейчас свою атомную энергетику, предстоит вскоре сделать важный выбор. Она должна решить, на кого будет ориентироваться ее энергетический сектор – на Россию или на Запад?

Чехии, наращивающей сейчас свою атомную энергетику, предстоит вскоре сделать важный выбор. Она должна решить, на кого будет ориентироваться ее энергетический сектор – на Россию или на Запад?

Контролируемая государством энергетическая компания CEZ готовится выбрать партнера, который поможет ей спроектировать, построить, обслуживать и, возможно, когда-нибудь вывести из эксплуатации два новых реактора.

«Проект может связать местную атомную отрасль с победителем тендера и энергетическим сектором его страны на несколько десятков лет», - говорит Вацлав Бартушка (Vaclav Bartuska), специальный уполномоченный чешского правительства по энергетике.

В тендере участвуют три компании: Westinghouse Electric Co., американское подразделение японской корпорации Toshiba, и две государственные компании – французская Areva и российский «Атомстройэкспорт».

CEZ заявила, что она собирается опубликовать подробные условия тендера в течение месяца, после чего торги должны будут начаться всерьез.

Общая сумма контракта, предполагающего возможность строительства еще трех дополнительных реакторов в Чехии и соседней с ней Словакии, может дойти до 25 миллиардов долларов. Это делает тендер CEZ крупнейшим в настоящий момент европейским проектом в атомной отрасли и, соответственно, весьма привлекательным призом.

Бартушка, чешский спецпредставитель по энергетике, считает, что Чехии выгодно было бы получить ядерные технологии не от России, так как ее энергоснабжение и без того сейчас сильно зависит от этой страны.

«Все три претендента имеют равные шансы на победу, но аспект диверсификации, безусловно, будет играть свою роль», - говорит Бартушка, надзирающий за торгами от лица правительства.

Россия – эксклюзивный поставщик ядерного топлива для всех четырех действующих чешских реакторов. Она также поставляет Чехии 75 процентов нефти и газа.

Другие высокопоставленные официальные лица из нынешнего правого правительства Чехии, включая министра иностранных дел Карела Шварценберга (Karel Schwarzenberg), также полагают, что Праге следует диверсифицировать источники поставок энергии. Кроме того, общество беспокоит излишняя зависимость от России, армия которой оккупировала Чехию с 1968 года до лета 1990 года.

К тому же, ссоры между Россией и соседними с ней Белоруссией и Украиной две зимы подряд приводили к перебоям с поставками газа в Чехию, что заставило многих усомниться в надежности России как поставщика.

Впрочем, многие, в том числе ряд крупных бизнесменов и политиков, поддерживают русских, считая, что деловые перспективы Чехии на востоке лучше, чем на западе.

Бывший премьер-министр Иржи Пароубек (Jiri Paroubek) писал ранее в этом месяце в ведущей чешской деловой газете, что, если бы он был сейчас у власти, Чехия намного теснее сотрудничала бы с Россией.

Пароубек также подчеркнул, что левое правительство «искало бы способы улучшить отношения, особенно деловые, с крупными странами к востоку, такими как Россия, Индия, Китай и т.д.».

CEZ намерена построить первые два реактора на расположенной на юге страны АЭС «Темелин» и ввести их в строй к 2021 году. Их срок службы составит от 40 до 60 лет.

Чешское правительство хочет начать активнее использовать атомную энергию, так как, согласно европейскому законодательству о выбросах, после 2020 года использовать в ЕС угольные электростанции станет дороже.

В период с 1993 года количество энергии, вырабатываемой угольными электростанциями CEZ, стабильно оставалось на уровне чуть выше 30 тераватт-час. Однако в 1993 году общее количество энергии, вырабатывавшейся CEZ, составляло 46,45 тераватт-часа, а в 2009 году уже 60,61 терраватт-часа. Таким образом, доля энергии от угольных электростанций упала с 75 процентов до примерно половины от общего количества энергии. CEZ господствует на чешском рынке электричества и считается вторым по объемам экспортером электроэнергии в Европе после Electricite de France.

«Они давно собирались это сделать, - говорит вице-президент Westinghouse по стратегии в Европе Майк Кирст (Mike Kirst), комментируя зависимость Чехии от российских технологий. – Если они стремятся к диверсификации, сейчас самое время».

«Атомстройэкспор» отказался дать нам свой комментарий. Его контролируемый русскими чешский партнер по тендеру, Skoda JS, также не ответил на неоднократные просьбы о комментарии.

«Мы - компания с очень четкими финансовыми задачами, и сейчас мы планируем победить», - говорит директор Areva по развитию бизнеса в Центральной Европе Томас Эпрон (Thomas Epron).

Помимо вопросов финансирования, «основная борьба в ходе тендера развернется вокруг технологии и передачи технической информации», - полагает спецпредставитель Бартушка.

CEZ, вероятно, захочет получить лицензии на ряд технических процессов - в частности на работу с тепловыделяющими сборками перед их загрузкой в реактор.

За тот же период с 1993-го по 2009 год CEZ увеличила производство ядерной энергии больше чем в два раза - с 12,63 терраватт-часа в 1993 году до 27,21 терраватт-часа в 1993-м.

Размер реактора также стал предметом споров. Westinghouse и «Атомстройэкспорт» предлагают реакторы среднего размера, мощностью примерно в 1100 мегаватт, в то время как Areva предлагает проекты в полтора раза большего размера – на 1650 мегаватт.

Areva считает, что CEZ следует воспользоваться преимуществами эффекта масштаба и построить как можно большие реакторы, в то время как Westinghouse опасается, что для их охлаждения не хватит воды. Кроме того, большие реакторы могут стать сильной нагрузкой для местных энергосетей.

Areva, в свою очередь, утверждает, что все опасения относительно нагрузки на сети и проблем с водоснабжением – это просто «шум», вносящий путаницу в вопрос.

CEZ никак не комментирует эти споры.

И Areva, и Westinghouse сейчас строят в других странах версии электростанций, которые они предлагают CEZ.

Areva строит АЭС в Финляндии - с отставанием от графика на несколько лет и перерасходом бюджета, – а также строит реакторы во Франции и в Китае.

Westinghouse готовится строить реакторы на двух объектах в США и уже строит четыре реактора в Китае. По словам Кирста, первый китайский объект отстает от графика «примерно на месяц», однако на остальных реакторах работы идут с опережением.

В 2008 году «Атомстройэкспорт» начал строить в Болгарии АЭС «Белене», на которой будет стоять два реактора общей установленной генерирующей мощностью в 2000 мегаватт.