Прошло шесть месяцев с момента подписания нового договора СНВ, однако судьба его до сих пор остается неясной. Несмотря на то, что договор подавляющим большинством поддерживают американские военные, эксперты по контролю вооружений, бывшие советники по национальной безопасности, а также экс-министры от обеих партий, ратификация СНВ зависит от того, присоединится ли к демократическому большинству небольшая группа сенаторов-республиканцев. Комитет Сената США по международным отношениям утвердил данный договор, однако он по-прежнему наталкивается на согласованное противодействие со стороны громкого и упорного меньшинства в верхней палате. А поскольку Сенат вряд ли проведет голосование по договору до промежуточных выборов, которые состоятся в ноябре, результаты этих выборов могут оказать неподобающее влияние на процесс ратификации. Если выборы пройдут так, как ожидается, республиканцы получат в Сенате дополнительно как минимум пять мест, и это повлияет на тех республиканских членов оказавшегося в непростом положении Конгресса, которые думают о том, чтобы отказаться от поддержки договора.
Нынешние промежуточные выборы в США не имеют абсолютно никакого отношения к американской внешней политике, к контролю вооружений и к взаимоотношениям с Россией. Эти выборы дают американским избирателям возможность продемонстрировать свое недовольство медленным процессом восстановления экономики и высоким уровнем безработицы. Меньше всего они думают о международных договорах. Однако лидеры республиканцев, такие как сенатор от Южной Каролины Джим Деминт (Jim DeMint) и возможный кандидат в президенты Митт Ромни (Mitt Romney) намерены использовать любые успехи своей партии на промежуточных выборах и превратить свою навязчивую идею об уничтожении данного договора в своеобразную проверку для остальных республиканцев. Они хотят представить успехи республиканцев в ноябре как вотум недоверия к внешней политике Обамы. А затем они воспользуются этим для проведения безрассудной и антироссийской в своей основе политики. Россияне не должны принимать такую безответственность кучки политиков за нечто иное.
Внутри Республиканской партии Деминт становится восходящей звездой благодаря своей поддержке многим кандидатам, борющимся в этом году за сенатские кресла, а также своей солидарности с усиливающимся "Движением чаепития"(The Tea Party). А Ромни, несмотря ни на что, остается фактически главным претендентом на выдвижение в качестве кандидата в президенты на выборах 2012 года. В рядах Республиканской партии нет значительных группировок или фракций, заинтересованных в противодействии его враждебному отношению к СНВ. После того, как Ромни высказался против договора, очень мало кто из республиканцев решился бросить ему вызов или поправить его ошибочные утверждения по поводу соглашения СНВ. Поэтому он самым бесстыдным образом продолжает искажать суть договора, представляя его в качестве угрозы американской безопасности. Как я и опасался, демагогия Ромни представляет собой будущее внешнеполитического мышления республиканцев.
Хорошая новость заключается в том, что оппоненты СНВ прибегают к отчаянным маневрам в своих попытках заблокировать процесс ратификации. В последний момент член комитета по международным отношениям, сенатор от Айдахо Джим Риш (Jim Risch) заявил, что на процесс дебатов по ратификации повлияли новые данные разведки, а также сказал, что эти данные якобы доказывают факты нарушений русскими прежних соглашений по контролю вооружений. Это не только нарушение протокола членом комитета, вызвавшее упрек со стороны его председателя Джона Керри (John Kerry), но и целенаправленный манёвр, не заслуживающий никакого доверия. Решение об утверждении договора было принято с соотношением голосов 14 к 4. Это говорит о том, что члены Сената, лучше всех знакомые с деталями договора, подавляющим большинством поддерживают его. Если в рядах оппонентов договора стоят такие фигляры, как Риш, есть определенные основания надеяться, что голосование в Сенате пройдет успешно, и что противники СНВ просто пытаются оттянуть неизбежное.
Тем не менее, демократы могут рассчитывать только на 59 голосов, а для ратификации им нужно 66. Есть три республиканца, решительно настроенных поддержать договор: это Ричард Лугар (Richard Lugar), Джонни Айзаксон (Johnny Isaakson) и Боб Коркер (Bob Corker). Это те три человека, что поддержали договор в ходе голосования в комитете. Необходимо еще пять голосов республиканцев. Трудности с голосованием стали результатом сезона выборов: ведь ни один сенатор-республиканец не захочет, чтобы у администрации Обамы появилась видимость значительной победы накануне политического успеха Республиканской партии; а некоторые демократы, которым предстоит процесс переизбрания, не хотят рисковать, голосуя по вопросу ратификации до дня выборов. Если голосование по ратификации отложить до тех пор, пока новые сенаторы не займут в январе свои кресла, договор будет обречен, поскольку новая группа сенаторов-республиканцев будет еще меньше заинтересована в сотрудничестве с Обамой и совершенно не захочет поддержать соглашение СНВ.
Следовательно, времени и возможностей остается очень мало, и будущее договора зависит от успехов республиканцев на промежуточных выборах. Чем больше они получат мандатов, тем меньше захотят сотрудничать с демократами по каким бы то ни было вопросам. В том маловероятном случае, если республиканцы возьмут Сенат под свой контроль, можно будет с уверенностью сказать, что договор СНВ мертв. Если такое случится, договор станет злополучной и случайной жертвой политических изменений в США, не имеющих почти или вообще ничего общего с отношением американцев к России. Республиканские политики по привычке культивируют русофобию; но их избиратели в большинстве своем чаще думают о насущных внутренних проблемах.
Если ратификация СНВ потерпит неудачу, важно, чтобы русские поняли: это некий недостаток нашей двухпартийной системы, а не проявление нежелания нашего государства сотрудничать с Россией по вопросам, представляющим взаимный интерес. Если ратификация в этом году не пройдет, Соединенные Штаты и Россия все равно должны улучшать свои взаимоотношения путем налаживания сотрудничества в области гражданской атомной энергетики, борьбы с терроризмом, в вопросах сокращения американского присутствия в Афганистане, а также поддержки заявленной российским государством заинтересованности в модернизации и в сближении с США и Европой. У Америки и России достаточно важных общих интересов, и наши государства не должны допустить, чтобы процесс восстановления взаимоотношений двух стран стал заложником капризов и причуд немногочисленной группы неразумных политических лидеров.