НЬЮ-ЙОРК. Своими действиями, которые могут осложнить военные усилия Вашингтона в Афганистане среднеазиатская страна Киргизия хочет помешать подрядчикам Пентагона поставлять авиационное топливо на базу США, играющую важнейшую роль в афганской кампании.
В своем интервью президент Киргизии Роза Отунбаева заявила, что частных поставщиков топлива необходимо заменить совместным предприятием киргизской государственной компании и российской государственной "Газпромнефти", которая является ведущим поставщиком авиационного топлива в регион.
Благодаря такой схеме, сказала Отунбаева, удастся снизить коррупцию, усилить прозрачность и покончить с "абсолютно темными закоулками" пентагоновских контрактов. По ее оценкам, страна, отказавшись от услуг посредников, будет ежегодно получать примерно 50 миллионов долларов.
Но этот план даст в руки Москве рычаг прямого давления на базу США, находящуюся недалеко от киргизской столицы Бишкека. Эта база выполняет важные функции транспортного и тылового перевалочного узла, обеспечивая действия американских войск в Афганистане.
Москва давно уже с настороженностью относится к американскому военному присутствию в Киргизии, считая, что эта бывшая советская республика находится в сфере ее влияния. Россия часто использует "Газпром", являющийся учредителем и владельцем "Газпромнефти", в качестве инструмента политического и дипломатического давления.
Однако, по словам Отунбаевой, она обсуждала вопрос об американской военно-воздушной базе, известной под названием транзитный центр Манас, с российским президентом Дмитрием Медведевым, и на нее не оказывалось никакого давления с целью изгнания американцев, которые ежегодно выплачивают киргизскому государству арендную плату в размере 60 миллионов долларов. Передача поставок топлива в руки киргизско-российского совместного предприятия, отметила она, поможет укрепить доверие между Москвой и Вашингтоном и внесет свой вклад в политику президента Обамы по "перезагрузке" отношений с Россией.
"Мы хотим четко заявить и создать гарантии того, что не будет никаких посредников, а будут прямые поставки для американских самолетов", - сказала Отунбаева, прибывшая в Нью-Йорк на заседание Генеральной Ассамблеи ООН.
Пентагон с 2003 года пользуется услугами двух зарегистрированных в Гибралтаре компаний, поставляющих авиационное топливо в Манас, а также на военно-воздушную базу Баграм в Афганистане. Две эти компании - Mina Corp и Red Star Enterprises – тесно связаны между собой и совместно получили контрактов от Пентагона на 2 с лишним миллиарда долларов. Их собственник неизвестен, однако многие считают, что контроль над компаниями принадлежит американцу Дугласу Эдельману (Douglas Edelman). Среди менеджеров компаний есть несколько бывших офицеров американской армии.
Mina Corp и Red Star Enterprises заслужили высокую оценку Пентагона за надежное обеспечение топливом, но в то же время эти компании погрязли в скандалах, включая обвинения в том, что они сотрудничали с коррумпированными родственниками двух бывших президентов Киргизии.
Последнее правительство было свергнуто в апреле в результате революции, спровоцированной, в частности, общественным недовольством необузданной коррупцией.
В настоящее время Конгресс проводит расследование, изучая обвинения в адрес Mina Corp и Red Star Enterprises. Посетившие Киргизию после апрельской революции высокопоставленные американские руководители подверглись упрекам со стороны нового правительства за то, что они якобы закрывали глаза на коррупцию, в частности, в отношении топливных контрактов.
Пресс-секретарь Mina Corp и Red Star Джон Лок (John Lough) сказал, что компании "самым тесным образом сотрудничали" со следствием, проводившимся Конгрессом США, и полагают, что оно "подтвердит их честность". Он отозвался об обвинениях в коррупции в отношении компаний как об "опрометчивых и неверных шагах" и заявил, что, близкие к новому киргизскому правительству "родственные компании" маневрируют с тем, чтобы забрать себе контракты на поставку авиационного топлива. "Это особенно тревожно с учетом больших надежд, которые международное сообщество возлагает на временное правительство" Отунбаевой, сказал он.
Пентагон, проигнорировав враждебное отношение Киргизии к частным подрядчикам, этим летом предложил подавать заявки на новый контракт по поставкам топлива для Манаса. Среди претендентов оказалась и Mina Corp.
Отунбаева, встречающаяся в пятницу с Обамой, сказала, что будет "очень расстроена", если министерство обороны продолжит начатый процесс и предоставит новый контракт одному из претендентов.
Пентагон в своем заявлении отметил, что "готов изучить" идею о поставках топлива через государственную компанию. "Приоритет США заключается в том, чтобы обеспечить надежные, гарантированные и бесперебойные поставки топлива для транзитного центра", - говорится в заявлении.
Транзитный центр Манас сыграл важнейшую роль в усилении группировки войск в Афганистане, проведенном по приказу Обамы. На пути в Афганистан и из него через базу США в Киргизии проходят десятки тысяч американских военнослужащих. На базе также размещается группировка американских самолетов-заправщиков, обеспечивающих дозаправку авиации США в небе над Афганистаном.
В отличие от своего предшественника Курманбека Бакиева, пытавшегося закрыть американскую базу под давлением со стороны Москвы, президент Отунбаева сказала, что сохранит договор по аренде базы с Вашингтоном.
По ее словам, президент России Медведев отнюдь не требовал, чтобы американские войска покинули Киргизию, а "даже в некотором роде выразил свое удовлетворение в связи с тем, что Америка берет на себя значительную долю ответственности за афганскую проблему". Россия также имеет военную базу в Киргизии наряду с несколькими другими объектами, связанными с обеспечением безопасности.
Но оппозиция транзитному центру Манас, по всей видимости, будет усиливаться после выборов в октябре нового киргизского парламента. Ожидается, что в результате выборов укрепятся силы, которые хотят пересмотреть соглашение по базе.
Возможности самой Отунбаевой влиять на события все больше сокращаются в результате серии серьезных кризисов, среди которых наиболее значительными были вспышки межэтнического насилия на юге страны.
На вопрос о том, какой период для нее был наиболее трудным за короткое время пребывания на посту президента, Отунбаева ответила: "Мне все время трудно. Никто не позавидует мне в моем качестве".