Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Канаде на заметку: вот как нужно решать морские споры

Арктическое соглашение между Россией и Норвегией - ценный урок доверия и дальновидности

© flickr.comканадский исследовательский корабль в арктике
канадский исследовательский корабль в арктике
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Часто говорят, что на Земле почти не осталось действительно диких уголков, но продуваемые всеми ветрами просторы Арктики как раз одно из таких мест. Некоторые политологи утверждают, что геополитический пейзаж в регионе так же суров, как и климат — отсутствие законов, регулирующих территориальный статус Арктики, создает почву для конфликтов, вызванных ускоряющейся «арктической гонкой».

Часто говорят, что на Земле почти не осталось действительно диких уголков, но продуваемые всеми ветрами просторы Арктики как раз одно из таких мест. Некоторые политологи утверждают, что геополитический пейзаж в регионе так же суров, как и климат — отсутствие законов, регулирующих территориальный статус Арктики, создает почву для конфликтов, вызванных ускоряющейся «арктической гонкой».

Мы не согласны. Напротив, мы твердо убеждены, что пример Арктики может быть использован для демонстрации того, как выполнение международных правовых норм может послужить делу мира и коллективным интересам. Кроме того, мы полагаем, что решение арктических задач должно придать новый импульс развитию международных отношений на базе сотрудничества, а не конкуренции и конфронтации. И мы считаем, что важные шаги в этом направлении уже сделаны.

Вот яркий тому пример: 15 сентября Россия и Норвегия подписали в Мурманске двусторонний договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Договор делит между странами ранее спорный район площадью порядка 175 тысяч квадратных километров, который может оказаться богат природными ресурсами. Две наших страны также примут позднее детальные положения договора касательно сотрудничества по эксплуатации углеводородных месторождений и рыбных ресурсов.

Почему это соглашение является знаковым? Потому что неразрешенная проблема морских границ является, возможно, одним из труднейших споров для любого государства. И действительно, процесс создания данного договора занял 40 лет. Однако, в конце концов, морское право послужило для нас той точкой отсчета, которая позволила нам преодолеть конкурентную логику и сосредоточиться на поисках взаимовыгодного решения.

Мы надеемся, что это соглашение будет способствовать тому, чтобы другие страны, пытающиеся разрешить свои морские споры на Крайнем Севере или где-либо в другом месте, становились на путь избегания конфликтов и укрепления международного сотрудничества.

Из нашего опыта можно выделить три основных урока.

Прежде всего, государства, учитывающие свои долгосрочные интересы и стремящиеся к принятию рациональных решений, могут принести огромную пользу как отдельным странам,  так и международному сообществу в целом. В случае споров о границах в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане это утверждение полностью соответствует истине. Польза, которую каждая страна сможет извлечь, установив эти границы сегодня, далеко превысит потенциальные преимущества, которые эта страна, возможно, получила бы, добиваясь для себя владения большей частью морских территорий. Кроме того, достижение соглашения открывает для нас возможности взаимодействия в других областях  — от научного сотрудничества до урегулирования морской безопасности и закрепления экологических стандартов — которое в будущем пойдет на благо северным сообществам обеих стран.

Во-вторых, российско-норвежский опыт доказывает, что Конвенция ООН по морскому праву служит прочной основой для решения проблем, которые будут возникать по мере изменения арктического климата и трансформации Северного Ледовитого океана. Акцент на этом ставился также в 2008 году, когда пять государств, имеющих выход к центру Северного Ледовитого океана — Канада, Дания (Гренландия), Норвегия, Россия и Соединенные Штаты — подписали Илулиссатскую декларацию. Она признает наличие проблем, вызываемых изменением климата и таянием арктических льдов, и подтверждает, что обширная система международного права применима и к Северному Ледовитому океану. Конечно же, конвенция ООН не дает определенных стратегических ответов для преодоления всех трудностей, с которыми мы сталкиваемся на севере. Однако она представляет собой главную и непреложную правовую основу для будущих переговоров и сотрудничества в Арктике.

И, наконец, наш опыт учит, что для выстраивания доверительных отношений между сторонами на международной арене крайне важно ведение терпеливого диалога. Без доверия стороны не будут участвовать в исследовательских и созидательных дискуссиях, которые необходимы для принятия решений. В этом отношении важнейшими аренами являются Арктический совет (где восемь арктических государств встречаются на политическом и экспертном уровнях) и Совет Баренцева/Евроарктического региона. Это главные площадки для способствования развитию диалога, выстраивания доверия, а также интеграции новых знаний в политику и процессы принятия решений. Таким образом, вклад в укрепление этих организаций является очень важным политическим капиталовложением.

Сотрудничество не всегда дается легко. И проведение в жизнь этих уроков, конечно же, займет время и потребует усилий. Но мы убеждены, что совместная работа в таком русле сглаживает разногласия при выработке коллективных решений, которые, в свою очередь, являются чем-то намного более ценными, чем совокупность отдельно взятых частей. Если и есть главный урок, который должны преподать нам пронизывающие холода и беспросветные зимы Арктики, он заключается в том, что в одиночку никто не протянет там долго.