Франция абсолютно точно поставит свои вертолетоносцы в Россию. Несмотря на все проволочки, Москва уже сделала свой выбор. Решение о покупке французского корабля практически принято, заявил вчера агентству "Интерфакс" источник в генштабе российского флота. Объявленный этим летом тендер, в котором принимают участие Франция, Южная Корея, Испания и Нидерланды, носит лишь "формальный характер", добавил источник. "Поэтому и тендерное задание на проведение конкурса сформировано таким образом, что победа французского корабля практически предрешена". Российский флот был первым, кто заявил о своей заинтересованности в приобретении "Мистраля". Судостроительные верфи из Санкт-Петербурга, где вполне возможно будет собрана часть будущих вертолетоносцев, с энтузиазмом следят за развитием событий. "Тендер был лишь способом оказать давление на французов. В действительности же никто и не собирался организовывать его на полном серьезе", считает военный эксперт Павел Фельгенгауэр. Париж демонстрирует ту же уверенность в успехе.
Устаревшие верфи
В конце августа решение этого вопроса в Москве решили доверить влиятельному вице-премьеру Игорю Сечину. Глава Объединенной судостроительной корпорации (в нее входят крупнейшие российские верфи), известный своим лоббированием отечественного ВПК, изначально склонялся к тому, чтобы построить эти корабли на территории России при участии связанных с ОСК южнокорейских компаний. В задачу Сечина входило и разрешение противоречий между различными российскими предприятиями, которые, как это заведено в стране, всегда стремятся урвать кусок побольше. В рамках финальной схемы, по которой предусматривается строительство четырех кораблей (двух во Франции и двух в России), от предложения Южной Кореи отказались, однако выбор конкретных российских поставщиков все еще не сделан. У олигарха Сергея Пугачева (его сын Александр – хозяин газеты France-Soir) владеет двумя верфями в Санкт-Петербурге, но его компания из-за больших долгов вынуждена искать более быстрый источник дохода.
По словам близких к Минобороны источников, бизнесмен готов продать свои активы ОСК, однако сделка до сих пор откладывается в силу финансовых разногласий. Кроме того, у ОСК уже есть два верфи: в Санкт-Петербурге и Калининграде. "Когда имя российского производителя будет, наконец, определено, может быть создано совместное предприятие при участии французских судостроительных компаний", полагает Игорь Короченко из Центра анализа мировой торговли оружием.
В то же время Франция обеспокоена техническим состоянием российских верфей и наличием необходимых средств для инвестиций. Параллельно с этим она продолжает отстаивать свои условия сделки, тогда как Москва стремится добиться снижения стоимости "Мистралей". Кроме того, членство в НАТО и необходимость сохранения своих собственных военных разработок объясняют то, что Париж пытается свести к минимуму объем передачи технологий в рамках продажи вертолетоносца. На корабле в частности находятся секретные навигационные и коммуникационные системы.