Москва. В это подходящее уже к концу лето настроения в России резко изменились. После продолжавшейся более 60 дней жары в центральной и южной частях России теперь каждый россиянин уверен в том, что на Земле становится теплее. И даже плохо информированные до этого политики, которые считали потепление, а также роль в этом процессе человека порождением западной фантазии, теперь вдруг заговорили о климате. Таяние шапки полярного льда неожиданно стало восприниматься как факт.
Если температура и дальше будет повышаться такими же темпами, то уровень моря в течение 20 лет поднимется на 57 сантиметров. От этого могут пострадать 800 миллионов человек, считает министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Шойгу сделал это заявление не как министр, а как обеспокоенный президент «Русского географического общества». Эта существующая уже 150 лет организация проводит теперь двухдневный Арктический форум, который открывается сегодня в Москве. Помимо российского премьер-министра Владимира Путина, этот форум собираются почтить своим присутствием князь Альберт II, а также президент Исландии Олафур Гримссон.
В течение двух дней 400 политиков и ученых, руководствуясь девизом «Арктика – территория диалога», будут обмениваться мнениями о том, каким образом повышение температуры на Земле изменит арктический регион, площадь которого составляет 4,7 миллиона квадратных километров. Будут также обсуждаться вопросы о том, какое влияние это может оказать на флору и фауну в этом регионе, а также на проживающих там примерно 4,2 миллиона человек. Не на последнем месте в повестке дня также вопрос о том, кто претендует на предположительно находящиеся там под толщей льда и воды запасы полезных ископаемых, которые теперь в результате таяния льдов будет легче добывать. По оценкам геологов, там сосредоточены 30 процентов неразведанных месторождений природного газа, 13 процентов неразведанных запасов нефти, а также золото, серебро, железная руда, редкоземельные элементы и уголь.
Россия, подписавшая Конвенцию (ООН) по морскому праву 1982 года, уже давно пытается отрезать себе кусок полярного пирога, который, согласно Резолюции ООН 1970 года, по сути дела, является «общим наследием всего человечества».
Первую попытку Россия предприняла еще в 2001 году. Однако те документы, которые Москва представила соответствующей комиссии ООН, были признаны «недостаточными», с сожалением констатировал российский посол по особым поручениям Антон Васильев накануне открытия Арктического форума. Поэтому изучение этого региона будет продолжено, и «мы занимаемся сбором дополнительных аргументов».
Если России удастся доказать, что названные в честь Ломоносова и Менделеева подводные горные хребты, простирающиеся до берегов Гренландии, являются продолжением российского континентального шельфа, то тогда она сможет претендовать еще на 1,2 миллиона квадратных километров Арктики. Москва тогда получит право вести разработку месторождений нефти и газа, расположенных в треугольнике Мурманск – Северный полюс – Чукотка. Президент Дмитрий Медведев определил в 2008 году стратегическую линию – Арктика должна стать сырьевой базой России в 21-ом веке.
Этим летом полярные воды бороздили исследовательское судно «Академик Федоров» и ледокол «Ямал», которые занимались сбором данных для подкрепления российской заявки. Соединенные Штаты направили ледокол «Healy», который в сотрудничестве с канадским кораблем «Louis St.-Laurent» должны доказать, что североамериканцам принадлежит большая часть территории Арктики, чем было принято считать ранее.
Американцы поздно включились в эту гонку. Они пока еще не подписали международную Конвенцию по морскому праву, однако уже начали эту процедуру. По настоящему они пробудились только после сенсационных российских операций по погружению. Старейшина российских полярных исследований Артур Чилингаров принял участие в операции по погружению двух глубоководных аппаратов на дно Северного Ледовитого океана. В 2007 году на морском дне как раз под географическим Северным полюсом на глубине 4261 метр он установил российский флаг. Были взяты также пробы грунта.
Весь мир охватило беспокойство, стали говорить даже об «оккупации». Чилингаров, когда сегодня заходит об этом разговор, довольно улыбается. «Это была не политическая акция, - утверждает, довольно улыбаясь, бородатый полярный исследователь, хотя он, будучи депутатом Думы, прекрасно понимает, о чем идет речь. – Мы только хотели доказать, что мы можем достичь морского дна в районе Северного полюса». Эта акция – и это верно – не имела никакого международно-правового значения. Другие страны, по его мнению, должны быть ему благодарны за то, что в результате этого погружения многие осознали эту проблему. И никому не запрещено, считает Чилингаров, совершать такие погружения в районе Северного полюса.
Россия, которая уже очень давно ведет изучение Северного Ледовитого океана в том числе и с использованием атомных подводных лодок, с уверенностью ожидает решения Комиссии ООН. Посол по особым поручениям Васильев убежден в том, что новый запрос, который будет представлен Комиссии ООН, «увенчается успехом». Однако он признал, что сбор дополнительных аргументов, подтверждающих российскую точку зрения относительно того, что хребты Ломоносова и Менделеева являются естественным продолжением российской материковой территории, является сложным и затратные процессом.
И дорогим. Россия потратит на подготовку новой заявки для Комиссии ООН 50 миллионов евро. Но посол Васильев пока не хочет говорить о том, когда эта заявка будет представлена. «Это требует времени», лаконично ответил он. Москва также не намерена получить еще один отказ от Комиссии ООН.
При этом российский дипломат особо подчеркнул, что все действия его страны строго ориентированы на соблюдение норм международного права. В связи с представлением российской заявки не будет никаких конфликтов, пообещал он. У России также нет намерений размещать в Арктике специальные военные подразделения, заявил он незадолго до начала работы форума, на котором должен господствовать дух доброжелательности. По его словам, будет только усилена «материальная часть сил и средств», которые отвечают за вопросы безопасности, и прежде всего это касается судоходства. Недавно российское министерство обороны, отвечая на вопрос редакции Die Welt, сообщило, что Россия не будет размещать в Арктике свои войска. Это заявление, однако, противоречит арктической концепции российского Совета безопасности (речь идет об Арктической стратегии России – прим. перев.), которая была утверждена президентом Медведевым 18 сентября 2008 года.
В этом документе сформулирована задача: «создать группировку войск общего назначения вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в арктической зоне ( в первую очередь пограничные органы)». Они должны быть способны обеспечить в этом регионе военную безопасность в любых военно-политических условиях.
Россия, радостно сообщила правительственная «Российская газета» после беседы с представителем Совета безопасности, «создает арктическую военную группировку, не прибегая к милитаризации этого региона».