Почти через полгода после происшедшей в России авиакатастрофы, в результате которой погиб президент Лех Качиньский, а также еще 95 человек, обломки самолета, являвшегося собственностью Польши, все еще находятся на российской территории. На площадке провинциального аэропорта, под открытым небом, их поливает дождь и треплет ветер.
Сейчас польское правительство, похоже, пытается добиться у Москвы их возвращения, публично настаивая на том, что остатки воздушного кораблекрушения должны находится в Польше.
«В соответствии с международным правом, польское государство является собственником воздушного судна, в том числе и того, что осталось от него после крушения. Останки судна должны быть как можно скорее перевезены в Польшу», - заявил в среду польский министр юстиции Кшиштоф Квятковский (Krzysztof Kwiatkowski).
Польский президент и вся делегация погибли, направляясь в Катынь, расположенную на западе России, на торжественную церемонию в память гибели более 20 тысяч польских солдат, уничтоженных во время Второй мировой войны по приказу Сталина.
После катастрофы исполненная сочувствия реакция со стороны России, повергшая в шок все население Польши, привела к некоторому потеплению отношений между двумя странами, привыкших относиться друг к другу с величайшим подозрением. Но, несмотря на улучшение тона отношений и разговоры о возможном визите в Польшу в этом году российского президента Медведева, Польше так и не удалось убедить российскую сторону защитить остатки разбитого судна, хотя бы просто укрыв их под тентом.
После многомесячного расследования причин катастрофы московским Межгосударственным авиационным комитетом эксперты двух стран разошлись во мнениях относительно некоторых обнаруженных фактов, заявил во вторник главный следователь польской группы Эдмунд Клих (Edmund Klich). Президентский самолет разбился в апреле, при приближении в атмосфере тумана к смоленскому аэропорту; в качестве возможных причин катастрофы указывают погодные условия, ошибку пилота и неправильное управление посадкой со стороны смоленских диспетчеров. Сейчас Польша хочет, в составе собственного расследования, изучить схемы управления полетом и события тех трагических часов непосредственно на месте происшествия в Смоленске.
Однако возглавляемый Россией комитет отказался предоставить польской стороне техническую информацию о состоянии смоленского аэропорта и о принятых там схемах управления полетом, сообщил Клих. Во вторник комитет заявил, что Польша больше не получит никаких других документов, кроме окончательного отчета, которых, как ожидается, будет готов через несколько недель, добавил польский следователь.