Премьер-министр России Владимир Путин отверг заявления, что Арктика является новым стратегическим полем битвы и призвал пять арктических держав решать территориальные претензии на основе действующих международно-правовых механизмов.
Выступая на международном арктическом форуме в Москве, Путин признал, что Арктика и ее нефтяные богатства являются точкой пересечения «геополитических интересов», но сказал, что все требования — включая российские — должны решаться на основании существующих правил ООН. «Мы должны сохранить Арктику в качестве зоны мира и сотрудничества, — заявил Путин. — В одиночку в Арктике выжить трудно. Сама природа заставляет народы и государства помогать друг другу».
Его неожиданно неконфликтные комментарии были сделаны на фоне неистового сражения, развернувшегося между арктическими государствами — Россией, Норвегией, Канадой, Данией и США — за утверждение своих законных прав на арктические территории.
В основе соперничества лежит тот факт, что огромные нетронутые запасы газа и нефти в регионе становятся все доступнее по мере того, как полярный ледниковый покров сокращается под воздействием глобального потепления.
Путин признал, что в Арктике имеются «миллиарды баррелей нефти», но призвал к сохранению ее «уникального характера и хрупкой экосистемы». Он также объявил о генеральной уборке на северных территориях России, направленной на уничтожение мусора, скопившегося на протяжении коммунистических времен. «Мы должны зачистить те свалки, которые десятилетиями копились вокруг заполярных городов и поселков, месторождений, военных баз, портов и аэродромов, в тундре, на островах и в акватории Северного Ледовитого океана», — заявил он, выступая на форуме.
Несмотря на дипломатические призывы Путина «к партнерству», Россия сама рьяно отстаивает свои права на владение арктическим подводным хребтом Ломоносова. Россия, Канада и Дания планируют направить в ООН свои собственные заявления о своих притязаниях, чтобы показать, что подводная горная цепь — и ее обширные нефтяные и минеральные месторождения — является продолжением их суверенной территории.
Во время арктического форума место в переднем ряду занимал Артур Чилингаров — бородатый российский исследователь, который олицетворяет новые непреклонные арктические амбиции Кремля. После того, как ООН в 2001 года отклонила притязания Москвы на хребет Ломоносова, в 2007 году Чилингаров предпринял арктическую экспедицию, в рамках которой спустился с помощью мини-подлодки на дно океана и установил там российский флаг. Раздосадованная Канада отмахнулась от жеста Чилингарова, назвав это бессмысленным трюком.
В среду Чилингаров объявил, что в октябре возглавит еще одну арктическую экспедицию, целью которой будет высадка на лед новой дрейфующей научно-исследовательской станции. Эта станция, которая наряду с ледоколом и исследовательским судном уже готова к отправке, возможно, соберет новые научные доказательства в поддержку арктических притязаний Кремля. Два года назад Россия определила этот регион как «стратегический экономический ресурс».
Путин отметил, что история России тесно переплетена с арктическим исследованием, заявив, что российские мореплаватели впервые вышли в арктические моря в XI веке. Он напомнил, что 70 процентов огромной территории России расположены в «северном регионе», и что страна имеет «уникальный опыт» создания крупных поселений к северу от Северного Полярного Круга. «Сама история и география поставили перед нашим народом задачу обустройства этих земель», — добавил он.
Конференция называлась «Арктика — территория диалога». На ней собрались 300 участников, в числе которых были ученые, защитники окружающей среды и правительственные делегаты. Несмотря на атмосферу сотрудничества, не затронуть тему нефть на этой конференции было невозможно. В среду заместитель директора Института океанологии РАН по геологическим вопросам Леопольд Лобковский, сказал, что, по его оценкам, российская часть Арктики содержит 51 миллиард тонн нефти и 87 триллионов кубических метров газа. Текущие запасы России, без учета Арктики, составляют 10-20 миллиардов тонн нефти и 47,5 триллионов кубических метров газа.
Один российский эксперт считает, что арктическая политика Кремля не сильно изменилась с 1989 года, когда Михаил Горбачев заявил о мирных притязаниях Москвы на смежные арктические территории. «Я думаю, что необходимо найти баланс между сотрудничеством и национальными интересами. А сделать это очень не просто, — сказал директор Центра экономики Севера и Арктики Александр Пилясов. — К сожалению, в течение последних 20 лет нас бросает то в одну крайность, то в другую».
Путин весьма одобрительно отозвался о подписанном на прошлой неделе договоре между Норвегией и Россией, в котором обе стороны согласились демаркировать свои морские границы в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Подписание соглашения положило конец спору, который длился целых 40 лет. «Это очень хороший пример, который говорит о возможности поиска компромиссов, причем приемлемых для всех сторон», — сказал Путин.
Национальный центр данных по снегу и льду Колорадского университета (University of Colorado's National Snow and Ice Data Center) в своем недавно выпущенном годовом отчете, заявил, что, растаяв за лето, площадь ледяного покрова сократилась, став третьей из минимальных, которые были зафиксированы за историю наблюдений. Организация также предупредила, что под воздействием глобального потепления арктические льды могут полностью растаять уже к сентябрю 2030 года.