Президент Франции взялся за перемещение горы, но, похоже, эта гора падает на президента. Глава государства уверовал, что он будет набирать очки в президентской кампании за счет темы, которая вообще-то является делом пограничной полиции и социальной безопасности, но в первую очередь это вопрос безопасности психологической. И не чисто французской, а европейской.
В 1990 году, после падения «железного занавеса», американская газета Los Angeles Times провела один из первых опросов общественного мнения в Восточной Европе. Результаты показали, что для 80% чехов, словаков, венгров, румын, болгар и поляков воплощением инородного зла являются цыгане. Но ненависть к цыганам знакома и Западу. Литература и опера 19-го века, Виктор Гюго и Верди, оставили свидетельства о том страхе, который в сложившемся обществе вызывают те, кто живет «не как мы» и кого мы уже не одно столетие связываем с попрошайничеством, бедностью, преступностью, а еще с фантасмагориями об украденных детях, с суевериями и отрицанием. Апогея истерики добились нацисты, осудив «недолюдей» на смерть в газовых камерах в Освенциме.
Возвращение старых страхов
Европейский Союз, узаконив всеобщую свободу передвижения (наконец-то!), вызвал движения в противоположном направлении – стали оживать страхи наших предков, начали возвращаться старые комплексы. По сравнению с недовольством, которое вызвала сама Франция, реакция французов несопоставима, как верно утверждают неправительственные организации и церковь. Так в чем причина: в цыганах или в тех, кто не может их выслать? Европа в эпоху постмодернизма гордится попранием всех табу, которые хоть как-то ограничивают свободу, но перед мигрантами Европа встает на дыбы. Это языческий страх перед всеми иностранцами на территории Франции, которые кочуют, следуя своим традициям и желаниям собственной воли. Мы должны понять, что это не столько отрицание чужого, сколько, скорее, отрицание собственного Я.
Отмена границ, европеизация народов, глобализация континентов – так мы оказались в мире, где нам не хватает ориентиров и неизменных норм. Давайте вспомним диагноз, сделанный Шарлем де Голлем в 1965 году: «На отдельного человека опустился мрак всеобщего прогресса. Древнюю радость нации крестьян, которые были уверены, что земля обеспечит им жизнь пусть и среднего, но неизменного достатка, в нашем веке сменил тупой страх перед искоренением».
Улыбающееся лицо этого искоренения – это 300 тысяч молодых французов, которые осели в лондонском Сити и богатели на бирже. Это трагическое лицо гонит кочевников из одного дикого лагеря к другому, де-факто лишая их права путешествовать и просить милостыню. Цыган нагоняет страх. Это образ нашего искоренения, навевающая ужас часть судьбы. Страх перед цыганами – это не что иное, как отвергаемый нами страх перед сами собой. Пока мы не признаем права кочевников жить в передвижениях и пока мы не дадим им возможность перемещаться, мы будем растить в себе ксенофобию и расистскую ненависть по отношению к другим.
Весь этот переполох в СМИ вокруг более менее добровольной репатриации сотен несчастных напрасен, ведь только в самой Румынии с собранными чемоданами сидят 2 миллиона граждан Европы, которые точно знают, что жизнь попрошайки во Франции – это не такая большая катастрофа, как жизнь гонимого бедняка в Центральной Европе. И напрасно Европейский Союз пытается проводить политику насильственного расселения народов, которые находятся в движении. Силой власти это пытались сделать и другие - Николае Чаушеску (Nicolae Ceauşescu) и его тоталитарные сообщники. Там, где ничего не сделал полицейский террор, не помогут даже брюссельские дотации, которые коррупция разрывает в клочья. Так что бесполезно отправлять послов Пана (Саркози) в Бухарест, чтобы там они просили более интенсивной интеграции и ассимиляции. Впрочем, румынское правительство все равно не сможет это сделать. И «цыгане» этого не хотят.
Так что все ложится на плечи наших благополучных народов – это они должны осуществить интеллектуальную революцию, признать многовековое трансъевропейское кочевничество. Право на постоянную миграцию - неотъемлемая часть демократии. Не утопизм и не деспотизм, а безусловное соблюдение закона требует уважать достоинство и свободу даже тех, кто полностью закону не подчинился.
Гавань ханжества
И не забывайте, что речь идет не только о брутальных поступках Парижа. Брюссельские чиновники не сделали ни шага для практического сохранения прав беднейших европейцев. И «зеленые» ораторы, которые всегда сразу же срываются с места и бегут уничтожать поля с генно-модифицированными культурами перед объективами камер, не слишком беспокоятся, что «блуждающих» выгнали на общественные свалки. Спасти планету – да, спасти кочевников – нет?
Надо говорить прямо: европейские свободы касаются не только предпринимателей, сильных мира сего и интеллектуалов. Свободное передвижение товаров и мыслей никто не ставит под сомнение. Теперь эту свободу передвижения надо обеспечить и самым слабым из нас, тем, кто путешествует через границы в фургонах, которые когда-то так вдохновляли музыкантов и поэтов. Пока цыган за столом богатых стран не станет личностью, мы не далеко ушли в эмансипации отдельно взятого европейца.
Ханжества уже было достаточно. Мы свидетели неприятного сочетания демагогии: с одной стороны, оскорбления цыган, с другой – плевки во Францию. Газета Times, например, пишет о «гестапо», а Daily Mail даже видит «систему депортаций», и здесь высокомерно выделяется китайская "Народная газета". Почему сравнения с облавами в Виши стали банальными фразами? Чтобы оппонировать Саркози необязательно упоминать Петена (Pétain) и опускаться до оскорблений и карикатур. Восторженный азарт распространяется быстро. Цыгане – жертвы, успокаивающие потерянных детей глобализации, президент становится необходимым алиби для беззубой оппозиции, у которой нет программы, а европейские и международные институты могут показывать пальцем на лишенную чувств Францию. Здесь каждый найдет себе мальчика для битья.
Мне нет дела ни до морализаторских гуманистических иллюзий левых, ни до озабоченных предостережений правых на тему безопасности. Мне есть дело до цыган, до их скандальных и в то же время напрасных страданий. Ни волны репрессий, ни ответная волна оскорблений в сторону кочующего населения не помогут. Одна или две деревни под таким давлением, конечно, пустят на свои игровые площадки пару несчастных переселенцев. На восемь часов? На месяц? А что потом? Президентские выборы будут через два года. Будем надеяться, что этот бред и споры не растянуться, ведь так и правые, и левые надевают на Париж корону осмеяния.
Андре Глюксманн – французский философ и политолог. Принадлежит к так называемым новым философам, которые в 60-е годы поддерживали протестное движение и выступали против коммунистических режимов в Восточной Европе. Автор книг «Достоевский на Манхэттене», где отражены события 11-го сентября, и «Запад против Запада» (2003). Последняя книга автора, вышедшая в 2006 году, - «Une rage d’enfant» (Детская злость).