Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Религия и американская политика

Готовьтесь, будет настоящий фейерверк, особенно после победы республиканцев на ноябрьских промежуточных выборах.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Будучи неизменным и твердым приверженцем консерватизма, я очень сочувствую тем американцам, которые испытывают чувство беспокойства и тревоги из-за неуклонно происходящих в обществе изменений и ослабления религиозной жизни. Но мне непонятно, как можно, подобно капризному ребенку, набрасываться на многочисленных "чужаков" и "врагов", сваливая все проблемы Америки на мусульман, геев, атеистов и прочие ненавистные группы людей, которые окажутся под рукой.

Я крайне удивлюсь, если во всей России о Роберте Джордже (Robert P. George) знает больше десятка человек. Это отнюдь не говорит о том, что у русских слабые знания о нашем мире, поскольку и среди американцев подавляющее большинство  понятия не имеет, кто этот человек. Джордж, несмотря на его относительную безвестность, это одна из самых важных фигур современного американского консерватизма, лидер аморфной группы религиозно одухотворенных реакционеров, которые известны под названием "теоконы" (теологические консерваторы - прим. перев.).

Джордж, внешне напоминающий типичного спокойного ученого в очках, является выпускником оксфордского Нью-колледжа. Но на самом деле это демагог и подстрекатель, известный своим громогласным и непреклонным неприятием однополых браков, исследований стволовых клеток, абортов и всех прочих явлений современности, которые противоречат его пониманию "закона природы". Да, вы все прочитали правильно: закон природы. В отличие от некоторых своих консервативных соотечественников, Джордж не довольствуется требованиями замедлить прогресс или даже остановить его: нет, он решительно против самой идеи либерализма, и ему хочется вернуть общество и его представления о мире на несколько веков назад.

Несмотря на свое яркое красноречие и эрудицию, которыми Джордж пользуется в полной мере, он в основе своей занимается просто дешевой и низкопробной софистикой. Ему удается заставить свою аргументацию "работать" единственно по той причине, что он делает абсолютно нелепые высказывания. Например, ему принадлежит мысль о том, что только секс с целью зачатия и деторождения между находящимися в браке взрослыми людьми способен создать "союз плоти" (язык Священного Писания, конечно), и что только такой секс заслуживает социальной поддержки и защиты. По мнению Джорджа, все остальные формы сексуальных отношений это просто извращение единственно правильной его разновидности. И он с исчерпывающими и терзающими душу подробностями пишет обо всех тех физических актах, которые общество не должно уважать.

Несмотря на всю это болтовню о "святости жизни", убеждения людей, подобных Джорджу, отличаются безжалостностью и твердостью. Эти убеждения так же холодны, жестоки и полностью оторваны от человеческого опыта, как и самый испорченный тоталитаризм. Джордж и подобные ему "теоконы" сами себе кажутся рационалистами, и делают вид, будто они единственные, кто способен распознать низость и несовершенство человеческого существования. Но их теории действуют только на самом нелепом уровне абстракции, в том мире, где гомосексуалистов и лесбиянок не существует, и где мужчины и женщины вступают в брак с единственной целью размножения.

Но почему русские должны знать, кто такой этот Роберт Джордж? Как может тихий ученый из Принстона повлиять на тебя, мой дорогой читатель? Для начала я замечу, что на кафедре, где сегодня работает Джордж, когда-то трудился небезызвестный Вудро Вильсон, и что на протяжении своей карьеры Вильсон доказал свою способность к проказам общемирового масштаба. Я бы также отметил, что Джордж крайне важен не просто сам по себе (хотя не стоит принижать и то впечатление интеллектуальности, которое он производит на слушающих его с открытыми ртами религиозных фундаменталистов), но и потому что  он является образчиком и символом той догматической религиозной паранойи, которая все больше охватывает Республиканскую партию.

За те неполных два года, что прошли с момента избрания Обамы, в рядах республиканцев наблюдается ощутимое усиление религиозности. Если Буш мог выдавить из себя несколько скромных банальностей в поддержку ислама ("религия мира" и все такое), то сегодняшние республиканцы даже не заботятся о сохранении видимости. Они христиане; они считают, что мусульмане это звери, которым ненавистна свобода; и они все увереннее говорят об этом. Поэтому Роберт Джордж, который открыто проповедует представления 700-летней давности о мире и о месте человека в нем, чувствует себя вполне комфортно среди сильных и знатных мира сего. Вместо того, чтобы оказаться где-нибудь на забытых задворках научного сообщества, он тусуется с республиканскими знаменитостями, играя роль этакого "гуру" избирателей с "ценностями".

Но в то время как республиканцы все больше обращаются к христианскому фундаментализму, набожность и соблюдение религиозных традиций среди американцев постепенно идет на убыль (по таким показателям как посещение церкви, крещение и принятие священного сана). Сейчас все эти показатели гораздо ниже, чем поколение тому назад. Такое постепенное увядание религиозности наиболее ярко наблюдается среди приверженцев Римской католической церкви. Согласно некоторым оценкам, количество утративших веру католиков составляет более 10 процентов населения США. По данным многочисленных опросов и исследований, сегодняшняя молодежь это самое нерелигиозное поколение за всю историю США. Личный опыт может оказаться опасным ориентиром, но меня, выросшего в довольно религиозной и верующей семье, просто шокировало полное отсутствие религиозных чувств у моих друзей и сокурсников. Даже те мои знакомые, которые время от времени все же заставляли себя дотащиться до церкви, делали это как какую-то ненавистную работу, или из страха перед родительским наказанием, но не из чувства подлинного энтузиазма.

Именно такое несоответствие между все менее религиозной, а порой даже агрессивно безбожной молодежью и по-прежнему верующими в своем большинстве представителями старшего поколения является причиной ненависти, движущей людьми, подобными Джорджу. Именно оно дает им возможность называть многочисленные группы своих американских соотечественников отвратительным безобразием, от которого можно и нужно изолировать жизнь общества. У таких людей как мои родители возникает легкое и гнетущее чувство страха (зачастую вполне оправданное!), некое дурное предчувствие, которое они с трудом могут объяснить, ощущение того, что религия в Америке медленно уходит, и что нечто крайне важное для них тихо, но неотвратимо умирает. Джордж с его невероятной верой в средневековые представления и принципы - это яркий пример того, что происходит в результате такой тревоги и предчувствий: вместо того, чтобы находить точки соприкосновения с современным миром, он и ему подобные уходят из него, отдавая предпочтение аристотелевскому миру фантазий.

Будучи неизменным и твердым приверженцем консерватизма, я очень сочувствую тем американцам, которые испытывают чувство беспокойства и тревоги из-за неуклонно происходящих в обществе изменений и ослабления религиозной жизни. Но мне непонятно, как можно, подобно капризному ребенку, набрасываться на многочисленных "чужаков" и "врагов", сваливая все проблемы Америки на мусульман, геев, атеистов и прочие ненавистные группы людей, которые окажутся под рукой.

Поэтому знайте: когда республиканцы одержат победу на ноябрьских выборах (а они ее одержат почти наверняка), это будет группа людей, вполне довольная тем, что их ведет за собой Роберт Джордж, человек со средневековыми представлениями о мире. Республиканцы будут с благоговением и уважением относиться ко всем, кто станет рядиться в христианские одежды и использовать христианский лексикон – вне зависимости от их интеллектуального содержания и взаимоотношений с реальностью. Иными словами, когда республиканцы победят, готовьтесь к тому, что многое вокруг вас быстро станет гадким и безобразным.