Вчера мы задумались, какой из вариантов выберет президент Обама: начнёт полномасштабную войну против Ирана, заключит сделку с Ираном в рамках создания новой многополюсной системы в регионе или будет тянуть время в ожидании социального взрыва в странах Залива.
Начнём с того, что молодой президент в ближайшие несколько недель и месяцев будет вынужден плотно заняться проблемами региона, а в особенности Ираном, Афганистаном, Ираком и Ливаном. Причина этого не только в том, что обстановка стала крайне взрывоопасной, но и в том, что попытки Обамы повысить свои шансы на переизбрание через два года увенчаются успехом только при концентрации его пристального внимания на внешней политике.
Почему?
Потому что все опросы общественного мнения свидетельствуют, что следующие выборы закончатся для Обамы досадным поражением. Избиратели положат конец господству демократов в Палате представителей и Сенате и откажутся от всех планов по экономическому и социальному преобразованию, которые может в будущем предложить администрация Обамы.
На самом деле, Обама может объявить войну Конгрессу, как это делали некоторые из его предшественников. Однако это не принесёт ему никакой пользы, потому что американцы ожидают от него вовсе не препирательств по законодательным вопросам, а помощи в борьбе с глубоким кризисом, который сейчас переживает экономика страны. Кроме того, американские "отцы-основатели" предполагали существование в стране сильного парламента, конституционного суда и широких полномочий администраций штатов, чтобы власть не концентрировалась в руках исполнительных органов.
Единственная область, в которой президент согласно Конституции может свободно проявлять свою волю, это внешняя политика. Здесь он может действовать, не вступая в полемику с Конгрессом, особенно если дело не касается национальной безопасности. Именно поэтому Обама концентрирует своё внимание на войнах в Ираке и Афганистане, а также "холодной" войне с Ираном.
И что же дальше? Какой из вариантов он выберет?
Никто не может знать заранее, что же происходит в головах сильных мира сего. Однако можно, по крайней мере, понять, какие универсальные цели они преследуют. В случае с Соединёнными Штатами это совсем просто: с самого начала было понятно, что главная задача любого президента - сделать свой первый срок на этом посту средством для продолжения своего президентства через четыре года.
Обама не является - и никогда не станет - исключением из этого правила, и именно поэтому у событий есть три варианта развития.
Таким образом, мы обнаружим, что вариант начала полномасштабной воздушной войны против Ирана не является для Обамы приоритетным, потому что он опасен и неизвестно, как отреагирует на такое развитие событий американский избиратель. Только глупец будет всерьёз думать о применении силы против Ирана, если не представить себе, конечно, что Иран вообще не заботится о своей обороне.
Время тянуть тоже не получится, несмотря даже на то, что этот вариант выгоден в плане долгосрочной стратегии. Время работает против Обамы, ему нужно совершить прорыв во внешнеполитической сфере, чтобы тем самым повысить свои шансы на переизбрание.
Остаётся третий вариант - пойти на сделку с Ираном. В данном случае история говорит в пользу успеха Обамы, напоминая, что американские лидеры всегда умели заключать выгодные соглашения со своими идеологическими врагами, если это служило стратегическим интересам страны. Так поступил президент Рузвельт, заключив в 1940 году союз с русскими коммунистами. В точности то же самое повторил президент Никсон с коммунистами Китая в 1971 году.
Решится ли Обама сейчас на этот шаг или его опередят израильские, американские и иранские экстремисты, окончательно дестабилизировав ситуацию? Поживём - увидим.