Собеседник «Жаманака» - директор Европейских программ Международной кризисной группы (ICG) Сабина Фрейзер.
- С целью консультаций на этой неделе в США встретятся министры иностранных дел Армении и Азербайджана. В этой встрече будут участвовать также сопредседатели Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию. Американский сопредседатель Роберт Брадтке на днях в своем интервью азербайджанской службе BBC сказал, что есть новые идеи и добавил, что во время последнего визита они об этом проинформировали стороны. После встречи в США, в конце сентября или в начале октября сопредседатели прибудут в регион. Как Вы думаете, на каком этапе сейчас урегулирование карабахского конфликта?
- Думаю, что карабахский конфликт находится на этапе дипломатического переинтегрирования, которое МГ ОБСЕ приветствует. Важно и то, что в МГ ОБСЕ два новых сопредседателя (имееюся в виду Роберт Брадтке (США) и Игорь Попов (Россия), - прим. пер.). Ритм процесса может зависить и от стремлений к ощутимому прогрессу - до того, как в декабре в Алма-Ате состоится саммит ОБСЕ. Вот почему так важен этот момент. Если до конца 2010 года не удастся достигнуть ощутимого прогресса в процессе урегулирования конфликта, то можно будет считать, что переговоры по карабахскому вопросу умирают.
- В том же самом интервью Р. Брадтке заметил, что они проинформировали стороны о своем желании, чтобы в запланированной миссии по сбору фактов участвовали также представители ООН – представитель Верховного комиссара по вопросам беженцев и представитель Программ развития ООН, так как эти структуры должны работать здесь: «То есть, мы предполагаем изменение нынешнего статуса этих территорий», - сказал Р.Брадтке. О какой работе здесь идет речь и что значит «изменение нынешнего статуса этих территорий»?
- Нет ни одного вопроса, который обсуждается в ОБСЕ и в ходе переговоров, и который не является темой обсуждения со сторонами конфликта. Оккупированные семь районов должны быть возвращены Азербайджану. Я не могу сказать, обсуждается ли сейчас статус Лачинского коридора или нет, будут ли некоторые территории возвращены Азербайджану позднее, чем другие, или нет, но одно ясно – эти территории оккупированы и изменение их статуса означает возврат территорий под контроль Азербайджана.
Что касается деятельности представителей ООН, то они не посещали регион больше десяти лет. Думаю, пришло время для того, чтобы международные организации более активно вовлекались в вопросы, связанные с карабахским конфликтом - для создания реального представления о здешней ситуации. Поэтому очень важен визит именно этих представителей для оценки и для более подробоного изучения ситуации после того, как конфликт урегулируется.
- Как Вы оцениваете подписанное между Арменией и Россией соглашение о продлении срока российских военных баз в Армении и договоры, подписанные между Азербайджаном и Турцией, в контексте урегулирования карабахского конфликта?
- Соглашение, подписанное между Арменией и Россией, я считаю исключительно важным событием. Это означает, что Россия продолжает оставаться самим близким другом Армении и желает защищать Армению военным договором. Я не думаю, что Россия желает обострять ситуацию, защищая одну из сторон конфликта, но думаю, что она стремится сохранить баланс сил и не допустить дальнейшей эскалации конфликта.
- Как прокомментируете последние попытки Азербайджана переместить переговоры по урегулированию карабахского конфликта на площадку ООН?
- Должна заметить, что здесь не существует никакого полезного элемента для урегулирования конфликта. Более того, думаю, что переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта должен оставаться прерогативой Минской группы ОБСЕ и услилия должны прикладываться в рамках именно МГ ОБСЕ. С другой стороны, я с пониманием отношусь к беспокойству Азербайджана по поводу того, что усилия МГ ОБСЕ ни к чему не привели. Но ожидающиеся перемены в последующие месяцы могут поменять отношение Азербайджана к МГ ОБСЕ. Здесь Армения имеет серьезную проблему, так как Азербайджан говорит, что принимает основные принципы урегулирования, а Армения так не поступает. Армения до сих пор не заявила, что конкретно считает премлемым, а что – неприемлемым в основных принципах, а это не позволяет двигаться вперед для урегулирования конфликта.
- Специальный уполномоченный Генерального секретаря ООН, бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга в Баку заявила, что назначение специального представителя по вопросу Карабаха в ООН может ускорить урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Что Вы думаете по этому поводу?
- Как я уже заметила, если до конца 2010 года процесс урегулирования конфликта не приведет к результатам, то попытки переместить процесс на другие платформы участятся. На данный момент мы надеемся, что Минской группе ОБСЕ удастся достичь успехов в рамках основных принципов. По моему, на столе переговоров лежит лучший документ, который удалось создать в результате долгого и упорного труда последних лет, хотя мы видим, что стороны не имеют одинаковых взглядов на принципы и разногласия сохраняются. И эти разногласия становятся причиной поиска других площадок для урегулирования конфликта.
- Американский сопредседатель Роберт Брадтке говорил о «новых идеях», которые были представлены сторонам. Он имел ввиду новые идеи, касающиеся территорий или статуса?
- Сейчас очень трудно предположить, что имел ввиду американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ. Основные принципы, по большому счету, остались теми же с 2005 года, значит господин Брадтке мог намекнуть на незначительные изменения, поэтому я не думаю, что могло бы иметь место рассуждение о коренных изменениях.
- Какие у Вас ожидания по вопросу урегулирования карабахского конфликта от предстоящего в декабре саммита ОБСЕ в Алма-Ате?
- Что может предложить саммит? Саммит такого высокого уровня может стать очень удобной площадкой. Это создает такую атмосферу, где стороны могут прийти к желанному соглашению. Такая атмосфера может воодушевить стороны, и если возможно будет прийти к согласию и подписать какой-нибудь документ, этот факт могут гарантировать страны, которые будут участвовать в саммите.
- Думаете, в декабре будет подписан какой-либо документ?
- Не могу сказать, что документ будет подписан, но есть потециал для этого. Несмотря на то, что стороны сохраняют разногласия вокруг основных вопросов, я верю, что с помощью содействия международного сообщества стороны смогут прийти к согласию и к долгосрочному миру.
- Как Вы оцениваете роль Турции на нынешнем этапе процесса урегулирования карабахского конфликта и заявления о том, что Турция может разместить войска в Нахичеване?
- Я сейчас нахожусь в Стамбуле и должна заметить, что у Турции сейчас другие первоочередные задачи. Здесь заняты внутренними проблемами. Состоявшийся на днях конституционный референдум укрепил позиции властей, и до парламентских выборов следующего года Турция будет занята внутренними проблемами. Поэтому не думаю, что Турция может сделать какой-нибудь коренной шаг во внешней политике. Более того, не считаю, что Турция попытается активно вмешаться в карабахский процесс или вовлечься в процесс нормализации отношений с Арменией.
- То есть, после выборов Турция будет активно заниматься этими вопросами?
- Не могу сказать.
Перевод: Гамлет Матевосян