Известно, что острова могут иметь различные климатические зоны. Но могут ли они иметь различную скорость? Так, например, в Подножье на севере острова Русский время застыло. Этот остров находится под Владивостоком на российском Дальнем Востоке. Когда причаливает старый паром, то к его ландшафту добавляются автомобили, мотоциклы и люди, как будто остров втянул их в себя. Пара типовых панельных домов, розовая игровая площадка, два магазина и больше там ничего нет. Только Наталья Юшкова, идущая вдоль улицы со коляской, своими рыжими волосами и черно-белой одеждой придает некоторый блеск этому богом забытому месту. «Пока дети маленькие, то свежий воздух – это хорошо, а еще море. – говорит она. – Но у нас здесь нет театра, нет кинотеатра, почти нет учителей – одним словом, нет никакой цивилизации». Последний паром из Владивостока приходит в 21.30. Если погода плохая, то он вообще не ходит. Зимой люди ездят на автомобилях по льду застывшего Тихого океана, потому что так быстрее.
Юшкова – врач, ее муж – военный врач; они приехали сюда двенадцать лет назад. Остров Русский - претензии Москвы на этот регион уже в самом названии – в течение десятилетий считался запретной зоной, и даже жителям закрытого города Владивостока для посещения этого острова требовалось специальное разрешение. В заброшенной военной академии № 1 воинской части 25151 и сегодня еще господствует дух тех дней. На крыше растут деревья, по стенам ползет плесень, а на шатких половых досках навалены коробки с противогазами, одеждой и книгами: Маркс, Гете, Горький и диафильмы. «Молодежь осуждает капитализм» со сценами суда Линча в Америке. Однако на подоконнике листок бумаги свидетельствует о наступлении нового времени: «Стрижка за деньги. Оплата по договоренности».
Но и с приходом капитализма в Россию эта глушь в духе приключений Робинзона была настолько изолирована, так всеми забыта, что четыре солдата местного гарнизона умерли от голода, потому что командиры месяцами не присылали им никакого продовольствия. Только в середине 1990-х годов остров был открыт для гражданских лиц и иностранцев, и многие воинские части были оттуда выведены. Теперь уже на берегу загорают первые туристы. Кружатся чайки. И пожилая Надежда Кочорина говорит: «У нас тут всегда тихо».
Как раз это и изменится теперь самым драматическим образом. Через два года Москва хочет провести именно в этом месте саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Эта идея еще до кризиса родилась из великодушного настроения в Кремле, и теперь он хочет при помощи колоссального строительного и инфраструктурного проекта, который обойдется почти в 15 миллиардов евро, резко поднять этот тихоокеанский регион на новый уровень развития. Это место следует сделать привлекательным для азиатских соседей, а его население должно с благодарностью смотреть в сторону Кремля, находящегося на расстоянии 9330 километров, семи часовый поясов и одного континента. Многие жители Дальнего Востока никогда еще его не видели. Это самый амбициозный проект Москвы после Зимних Олимпийских игр в Сочи.
Сейчас здесь строятся дороги, трубопроводы, аэродромы. Два огромных моста должны связать город через бухту Золотой рог сначала с полуостровом и затем через пролив Босфор Восточный с островом Русский. Первые опоры на берегу похожи на гигантские ходули, а жители острова Русский наблюдают за всем этим с надеждой. «Мы так долго этого ждали, для нас это почти как сон», говорят они.
Дело в том, что именно на этом острове будут проводиться главные мероприятия этого саммита: тайваньская фирма строит крупнейший в мире океанариум с 435 бассейнами и аквариумами. А в бухте Аякс в пяти километрах, если по прямой, от Натальи Юшковой на ранее пустынных склонах в ускоренном ритме растут президентские номера и конгресс-центр, зал для прессы, а также спортивные сооружения. Покрываются асфальтом улицы – первые за всю историю этого острова, а также ведется строительство электростанции. Люди в рабочих комбинезонах квадратными метрами разматывают скрученный газон и высаживают деревья, которые к приезду гостей как раз должны быть соответствующей высоты. В 2012 году Россия намерена показать своим соседям из Америки и Китая, Японии и Сингапура, Австралии и Индонезии свои самые сильные стороны. А когда главы 21 государства, входящих в АТЭС, уедут, то в бухту Аякс на остров Русский переедет университет федерального уровня, и здесь будет создан «кластер превосходства» (Exzellenzcluster) для 50 000 студентов, а предложения о возможности получить здесь образования будут направляться также в Токио и Сеул.
Строительство будущего университета ведет Арас Агаларов – азербайджанский предприниматель из Москвы, который за счет проведения ярмарок сколотил целое состояние и теперь вместе со своей компанией Agalarow Estate воплощает в жизнь свою утопию об эксклюзивной жизни без бедности. По мнению его критиков, прежде всего знакомство с вице-премьером Игорем Шуваловым обеспечило ему участие в этом многомиллиардном проекте на острове Русский. По мнению официального представителя компании Агаларова Crocus International Екатерины Черненко, решающую роль, напротив, сыграло строительство московского торгового центра Крокус Сити Молл.
На макете она представляет уже завершенный вариант бухты с зонтиками от солнца и часовнями. Первые гостиничные номера уже готовы, там ковровые покрытия и мебель цвета темного какао, которая кажется даже слишком элегантной для вторичного использования в качестве студенческого общежития.
Более 7000 рабочих строят для Агаларова, а скоро их будет уже 12 000. Это намного превышает число жителей самого острова, но они необходимы, так как требуемая площадь для студенческого городка более чем удвоилась, а сроки сдачи сокращены и перенесены на декабрь 2011 года, сообщает Черненко. Две третьи рабочих – это иностранцы, а остальные подряды достаются жителям региона, говорит она, и все делается по закону. Хотя средства массовой информации и сообщали об узбекских нелегалах, чьи посредники отобрали у них паспорта и затем обманули при выдаче зарплаты. Незадолго до визита главы Счетной палаты Сергея Степашина провели забастовку китайские рабочие, месяцами не получавшие заработную плату. Crocus International работает с 50 подрядчиками, говорит Черненко. «Они сами платят рабочим», поясняет она.
Критика ученого-экономиста Александра Ларкина из Владивостока направлена не столько против подобного рода эксплуатации, сколько против проекта в целом. «Мы бедные, мы в плачевном состоянии. Мы знаем, что с образованием в России дела обстоят плохо, а также с медицинским страхованием, с безопасностью на дорогах – и тем не менее мы строим мосты к острову, на котором живут всего 1000 человек», говорит он. Зачем нужен региону такой помпезный новый студенческий городок, когда и имеющихся зданий для высших учебных заведений во Владивостоке вполне достаточно? И откуда возьмутся все эти 50 000 студентов, которые постоянно будут приезжать на остров? «Зимой климат здесь суровый, ветер, холод, дождь. Кто захочет сюда приехать? – недоумевает Ларкин. – Пока даже нет ректора! Мы кроим костюм для человека, которого пока вообще не существует».