Сразу, немедленно, как можно скорее - это детерминанты начала ожидаемого диалога между Белградом и Приштиной, который, при международном посредничестве, решил бы исторический конфликт, а Косово и Сербию приблизил бы к Европейскому Союзу.
Одним недоразумением, таким образом, становится меньше. После согласия Сербии и ЕС по поводу новой резолюции, которая впоследствии была принята Генеральной Ассамблеей ООН, события развиваются все быстрее. А будет еще быстрее, чем мы ожидали.
"Открытие новой страницы", как называет развитие ситуации британская баронесса, исполняющая функцию министра иностранных дел ЕС, можно сказать, сняло бремя со спины сербских властей, но что дальше?
Возникает вопрос: готов ли Белград к такой динамике, или же он вступит в переговоры неподкованным?
Оказывается, что скорость адаптации на данный момент является фундаментальной категорией. Она может быть прагматично успешной - при условии, если ты готов. А может случится фиаско - если Белград не определит свою собственную платформу.
Оказывается, что "скептики", типа меня, были правы, предупреждая, что рано или поздно наступит "момент истины", и что Сербия будет приставлена к стенке. Так пусть теперь выбрает, хочет ли она европейского будущего или желает изнывать, взывая к небесному правосудию.
Вуку Еремичу дали роль, по которой между Косово и Европой он должен выбрать Косово, но, к счастью, свою роль он сыграл плохо.
Официальная Сербия начинает понемногу принимать то, с чем большинство людей этой страны давно смирились: с Косово ничего не выйдет. И что Брюссель ни в коем случае не допустит новых "замороженных конфликтов", как на Кипре. Выбирайте Европу.
Я всецело за. Мне бы очень хотелось, чтобы о стратегическом (пере)позиционировании сообщили более четко, но я не настаиваю.
Хотя власти не желают признать этого, "коррекция" сербской внешней политики, если хорошенько подумать, была синициирована вердиктом Международного Суда в Гааге.
Запад, после правовой легализации независимости Косово решил, что здесь больше не о чем разговаривать. Белград, несмотря на обещания о том, что его "моральное обязательство" - принять мнение того же суда, снова попытался выкрутится. Он не только избегает трибунал, который является органом ООН, но и встает на путь прямой конфронтации, упакованной в сербский проект резолюции.
"Красная линия" Белграда мигом превратилась в провокационный "красный платок" для Брюсселя и Вашингтона. Сюда с молниеносной скоростью прибыли один за другим министры иностранных дел Германии и Великобритании. С тем же посланием: откажитесь от резолюции, согласитесь на переговоры с Приштиной, а ЕС поможет Вам быстрее получить статус кандидата.
После того как Борис Тадич в Брюсселе сломался, перед нами начали открываться многие двери.
Я должен признаться, что такая скорость мне по душе. Политика «здесь и сейчас» - это возможность изменить ход событий.
Белград неоднократно настаивал на том, чтобы переговоры велись только при условии, что повестка дня будет включать вопрос будущего статуса Косово и Метохии (видите, я прислушался к критике тех, кто настаивает на полном названии, вероятно, из-за величины территории).
Мы являемся свидетелями скрываемого поворота: Тадич выразил готовность вести переговоры о деталях. Отлично, ведь именно эти «детали» кассаются сущности жизни албанцев, сербов и других в Косово.
Принимать во внимание реалии, вероятно, означает, что мы не будем слепо следовать статусу, месту Косово в ООН или скрытой экономической блокаде, которая наносит вред не только косоварам, но и сербам, разбежавшимся по анклавам.
Все это возможно при условии, что степень открытости покажут и власти в Приштине, что также способствовало бы имиджу их независимости.
Общей проблемой является страх. Здешний, белградский, уже давно определен банальностями о "предательстве" и "сдаче самой священной сербской земли". Тамошний, приштинский, определяется непримиримостью к "исполнителям геноцида" 1999 года.
Приштина может сказать, что не бывать никаким переговорам, в которых не будут присутствовать американцы и Европейский Союз, может предложить себя в качестве посредника в замен на место ООН, Белград может настаивать на том, чтобы диалог не проходил вблизи Балкан, но меня гораздо больше интересует, знают ли актеры этой серьезной дипломатической игры, чего они хотят.
Я не думаю, что преуменьшу проблему, если скажу, что суть того, что является общим для сербов и албанцев в Косово в том, чтобы и одни и другие жили лучше, независимо от того, сколько территории занимает их страна.
Сербы здесь мечтают, чтобы не было вечно недовольных из профсоюзов и других организаций перед зданием правительства. Албанцы не считают, что полтора доллара в день - это адекватная цена независимости. Спросите у их виноделов.
Пора понять, что сербам не будет лучше от того, что албанцам в Косово будет плохо. И наоборот.
Пришло время, когда политики должны перестать прятаться за невыполнимыми обещаниями, за подогреваемым примитивным националпатриотизмом, за отсутствием мужества и дальновидности.
Для начала "доминирующие эксперты" Белграда и Приштины могли бы разработать тезисы для своих шефов, но только тогда, когда я увижу, что тандем Тадич-Цветкович сидит напротив пары Сейдиу-Тачи, я поверю в стабильность региона.
И только когда я услышу, что Сербия стремится к евро-атлантической интеграции, как десять лет назад, я буду убежден, что Сербия хочет проводить реформы по скоростному пути ,а не на дрезине.
Знаем ли, чего мы хотим от переговоров с Приштиной? Осознает ли высшее руководство, что нет смысла дурачить всех нас и сесть за стол переговоров, чтобы потом повторять мантру "Сербия никогда не признает..."?
Она не обязана, этого никто от нее и не требует. Согласие на переговоры не является прикрытием молчаливого согласия Белграда на "новую косовскую реальность". От Сербии требуется предложить и принять эффективные решения. Например, не блокировать экономику Косово и ожидать, что Приштина будет очень счастлива из-за этого.
От Сербии ждут, что она не полезет на рожон, когда услышит, что сербские монастыри будут охранять службы безопасности Косово, а не KFOR. Я совсем не вижу поводов для беспокойства.
Ведь Приштина стремится показать, что Косово - функционирующее государство, что они выполняют то, что от них требуют западные союзники. Не забывайте, что второе по значимости послание ненавистного нам Мартти Ахтисаари касается обязательств в отношении неалбанских меньшинств.
Возможно, такие послания бы легче доходили до мозга, если бы не было «побочных факторов».
Таких, как Сербская православная церковь, которая инаугурацию Патриарха Иринея в Печи превратила в политический ринг первого разряда, переполненный политиками из Белграда и Приштины, верующими и неверующими.
Сейчас самое подходящее время для сербского руководства избавиться от унаследованного бремени прошлого. Даже ценой конфликта с теми, кто толкает нас исключительно во всеславянские союзы и сладкое Православие. Если нужно, и ценой потери некоторых голосов.
Не беспокойтесь те, кто у власти. Открытие европейской перспективы, которое будет сопровождаться экономической стабилизацией и началом повышения стандартов, принесет вам намного больше голосов. Забудьте о кошмарных снах, в которых Сербия, наказывает вас за "национальную измену". Томислав Николич понял это.
Кто Вас, президент Тадич, упрекает за контакт с Иво Йосиповичем? Или за открытое приглашение Харису Силайджичу приехать в Белград? Не многие, по крайней мере меньшинство.
Не бойтесь, президент, смелых решений. Тех, которые Вас с платформы политика запустят на орбиту государственного деятеля.
Четко заявите, что до сих пор Вы пробовали сделать все возможное одним видом политики, но это - мы все видим, - не дало результатов. Вам не обязательно говорить, что это был неправильный политический курс, хотя так, конечно, было бы лучше. Прочь иллюзии.
Этому прежде всего терпеливому народу будет достаточно сигнала, что Сербия, возвращается к реформам. Например, к решению вопроса Косово и евро-атлантической интеграции.
Сейчас более чем подходящее время, когда скоординированное поведение общества позволяет просить от ЕС то, что выгодно и для них, не блокировать Косово а обеспечить безопасное будущее для сербов, разбросанных по Косово.
Не время кокетничать. Не время пудрить мозги. Не время для PR обещаний, которых не собираетесь выполнять.