Продажа оружия Сирии – пример плохого поведения для участника квартета, претендующего на то, чтобы искренне заботиться об интересах всех региональных игроков.
Русские обещали, что новейшие виды вооружений, которые они настойчиво предлагают Сирии - несмотря на убедительные просьбы как со стороны Израиля, так и со стороны Соединенных Штатов, - не окажутся в конечном счете в руках Хезболлы.
И это происходит несмотря на тот факт, что во время второй ливанской войны в 2006 году боевики Хезболлы использовали противотанковые ракеты российского производства, которые были ранее поставлены в Сирию. Некоторые из числа этих ракет оказались в распоряжении Армии обороны Израиля (IDF) с оригинальной российской маркировкой, которую никто даже не удосужился стереть.
Этот, а также другие примеры наличия явного сговора между Сирией и Хезболлой доказывают, что на сделанные в последнее время Россией заверения полагаться нельзя. Мы не знаем, почему Россия делает эти пустые обещания. Но она, конечно же, понимает, что Израиль не может воспринимать их всерьез.
Как бы то ни было, продолжающиеся действия России в отношении как Сирии, так и Ирана ставят под сомнение заверения России, а также демонстрируемое Москвой желание оставаться нейтральной стороной, стремящейся к достижению мира. Они также уменьшает значимость того позитивного влияния, которое было вызвано решением об отказе от поставок Ирану высокоточных зенитно-ракетных установок.
Израиль настоятельно просил Россию не продавать Сирии такие современные ракетные комплексы как крылатые ракеты П-800 «Яхонт». Во время своего недавнего визита в Москву министр обороны Эхуд Барак, как сообщается, активно выступал против этих продаж. Американцы, со своей стороны, делали то же самое, также как они ранее пытались отговорить Россию не запускать единственную иранскую атомную электростанцию.
Россия, отказавшись приостановить сделку с Сирией, не только пренебрежительным образом дала пощечину Израилю, но и явно игнорировала просьбу Соединенных Штатов.
Почему Россия так поступила? Принято считать, что холодная война уже давно закончилась, и поэтому можно было бы ожидать появления конструктивной России, а не России, занимающей обструкционистскую позицию. Однако часто поведение Москвы пугающим образом напоминает политику переставшего существовать Советского Союза.
Вместо того, чтобы двигаться вперед как истинная демократия свободного мира, Москва может демонстрировать внешние признаки демократии и одновременно выполнять немыслимые акробатические трюки в области “real” политики. Это не прямой враг, но и не совсем надежный друг. Вместе с тем Россия совершенно явно демонстрирует свои претензии на статус сверхдержавы и проводит такую внешнюю политику, которая, если смотреть на нее с этих берегов, иногда представляется направленной против интересов свободного мира, против интересов Израиля, а когда речь идет о помощи в осуществлении иранских ядерных планов, то и против своих собственных интересов.
Москва, судя по всему, не хочет, чтобы создавалось впечатление, что она пляшет под дудку Вашингтона. Но временами складывается впечатление, как будто Россия получает удовольствие от того, что она ведет себя непредсказуемо и необъяснимо. Она отказалась от поставок Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300, однако продолжает добиваться смягчения санкций, направленных против иранских аятолл.
А тот факт, что в Москве явно рассматривают нынешнюю американскую администрацию как откровенно наивную, только добавляет смелости Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину.
Между тем Запад постоянно проявляет свою неспособность дать правильную стратегическую оценку России постсоветского периода. Западные разведки, особенно на начальном этапе, были склонны источать неоправданный оптимизм в отношении нового Кремля, несмотря на определяющее влияние бывших сотрудников КГБ и прежде всего Путина.
Это особенно важно в нашем контексте. В своей книге «Годы, в Белом доме», бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер проницательно заметил, что предубеждение России в отношении Израиля не является следствием ее панибратских отношений с арабами, и часто именно Советы поощряли арабский антагонизм и направляли его, использую при этом все новые и модернизированные тактические приемы.
Вместе с тем в России все еще широко распространенным является влияние бывших советских чиновников, и вызывает беспокойство появление характерных признаков возврата страны к видоизмененной версии недавней холодной войны, хотя и более низкого профиля.
Близкие контакты России с такими главными спонсорами терроризма как Сирия – это опасный пример, особенно, если принять во внимание явное намерение Сирии сделать свои вооружения доступными также и для Хезболлы.
Настойчивое вооружение Сирии при помощи российских технологий не может быть оправдано обещаниями относительно того, что они не окажутся в руках террористов, когда все последние данные как раз свидетельствуют об обратном. Оказание помощи в реализации иранской ядерной программы является также безответственным. Становится все труднее избежать вывода о том, что Россия умышленно пытается ловить рыбу в мутной воде и устанавливать тесные связи с теми странами, которые по своей природе являются враждебными Западу, рассчитывая таким образом консолидировать глобальный конкурирующий блок.
У Израиля есть важные интересы в России, но он не может себе позволить заблуждаться относительно той опасности, которую представляют собой некоторые из партнеров Москвы.
Последняя сделка о поставке оружия Сирии потенциально способна существенным образом изменить зыбкий региональный баланс сил. То же самое можно сказать и о заправке топлива в иранский атомный реактор в Бушере.
Такого рода шаги по своей сути не соответствуют поведению члена квартета – международного органа, претендующего на то, чтобы искренне заботиться об интересах всех потенциальных мирных региональных игроков.