Я знаю, что сказал бы бывший президент Рональд Рейган, узнай он о решении российских либералов объединиться: "Ну вот, опять то же самое".
Действительно, у следящих за российской политикой не могло не возникнуть острое чувство дежа вю, когда они узнали, что четыре российских оппозиционных политика – Михаил Касьянов, Борис Немцов, Владимир Рыжков и Владимир Милов – подписали соглашение о создании новой коалиции под названием "За Россию без произвола и коррупции". Другие подобные коалиции в прошлом сначала появлялись, а затем быстро исчезали, примерно следуя за избирательными циклами в России: это был "Комитет-2008" (2004 г.), "Другая Россия" (2006 г.), "Национальная ассамблея" (2008 г.), и "Солидарность" (2008 г.). Учитывая, что лица четырех основателей коалиции всем очень хорошо известны (пожалуй, только лидера движения "Демократический выбор России" (так в тексте, точное название движения "Демократический выбор" – прим. перев.) Владимира Милова можно условно назвать новичком), нет особых оснований ожидать, что на сей раз что-то изменится.
Подозрение вызывает отсутствие в списке подписантов соглашения Гарри Каспарова – этого неустанного строителя коалиций и сооснователя (вместе с Немцовым) "Солидарности". Официальное объяснение состоит в том, что "Каспарова нет в стране", однако все знают, что этот человек со своими диктаторскими замашками является смертным приговором для любой коалиции. (Милов якобы пригрозил своим партнерам: "Если там будет Каспаров, меня там не будет). С другой стороны, имя Каспарова хорошо известно, и он умеет собирать средства. Поскольку его в коалиции нет, она может просуществовать дольше, но достигнет меньшего.
В соглашении на полторы странички мало что говорится об идеологии коалиции и о ее долгосрочных целях. Но две главные ближайшие задачи там определены: выдвинуть единого кандидата на президентские выборы 2012 года и сформировать объединенную демократическую политическую партию (имя ей еще предстоит подобрать), чтобы она могла принять участие в думских выборах 2011 года. Выполнение первой задачи представляется возможным, если в рядах коалиции внезапно возобладает дух сотрудничества; хотя гарантии нет никакой, поскольку каждый из членов коалиции будет бороться за то, чтобы именно его выдвинули в качестве претендента. Это также не гарантирует появление "единого демократического" кандидата в президенты в 2012 году, так как любая из многочисленных разрозненных группировок, оказавшихся за бортом коалиции, может выдвинуть собственного, причем весьма экзотического претендента, например, гражданина Британии Владимира Буковского или главного узника совести Михаила Ходорковского.
Вторая задача – создать "объединенную демократическую" партию для участия в парламентских выборах 2011 года, больше похожа на шутку, если не на целенаправленное жульничество. Чтобы зарегистрировать в России политическую партию, создающая ее группа должна собрать как минимум 40000 подписей ее будущих членов. Немцовская "Солидарность" в лучшем случае может похвастать четырьмя-пятью тысячами членов, а в касьяновском Народно-демократическом союзе членов и того меньше. Незарегистрированная Республиканская партия Рыжкова просто не существует, а Милов со своим "Демократическим выбором" представляет только себя самого и еще десяток непонятно каких активистов. Чтобы принять участие в думских выборах будущего года, новая партия должна начать процесс регистрации не позднее начала 2011 года. За столь короткий срок коалиция никак не сможет объединить в своих рядах так много сторонников. Признавая наличие этой проблемы, Рыжков уже пообещал проведение протестных акций в том случае, если в регистрации новой партии будет отказано. Похоже, что такие "акции протеста" станут единственным результатом всей этой затеи с созданием новой партии.
Есть общее мнение, что все прошлые либеральные коалиции потерпели неудачу в результате внутренних склок. Это может быть и верно, но только отчасти. Реальная причина недолговечности коалиций это полная оторванность российских либералов от интересов и забот простых россиян. Первые признаки этой устойчивой оторванности уже налицо. "Независимая газета" сообщила, что Милов выдвинул идею прямых выборов региональных губернаторов, назвав ее краеугольным камнем политической платформы коалиции. Другие члены с ним не согласились, заявив, что вместо этого надо выдвинуть более широкий набор политических требований, таких как свобода демонстраций. В то же время, результаты недавнего опроса ВЦИОМ показали, что россияне считают тремя главными проблемами алкоголизм с наркоманией, инфляцию и безработицу. В какой стране живет господин Милов и компания?
Российские либералы должны, наконец, осознать, что быть либералом не значит просто обладать набором абстрактных либеральных "ценностей". Это предусматривает поиск и предложение либеральных решений повседневных проблем народа. Если этого не будет, новая коалиция в очередной раз станет напоминанием популярного определения невменяемости: постоянное повторение одного и того же с ожиданием всякий раз иного результата.