«Я просто буду наслаждаться искусством, жизнью, новой архитектурой. И мне все равно, будут ли помнить президента Саакашвили».
Это заявил грузинский президент на прошлой неделе, когда вновь начал обсуждаться вопрос о том, что он будет делать, когда закончится его президентский срок. Хотя противники Саакашвили, безусловно, с удовольствием полюбовались бы тем, как отставной президент прохлаждается в тбилисских кафе и галереях, большинство оппозиционеров не верят, что в ближайшее время можно будет насладиться этим зрелищем.
Этим летом парламентарии обсуждали конституционные реформы, которые, возможно, трансформируют политическую систему Грузии, сократив полномочия президента и усилив парламент и премьер-министра. Отметим, что оппозиционные партии, еще недавно выступавшие за уменьшение президентской власти и расширение влияния парламента, сейчас недовольны реформами. Дело в том, что они опасаются, что новым премьер-министром с расширенными полномочиями станет не кто иной, как Саакашвили.
В 2013 году Саакашвили завершит второй президентский срок и должен будет покинуть свой пост. Многие грузины считают, однако, что из политики он не уйдет. Несмотря на опустошительную войну с Россией и на обвинения в том, что он, фактически, стал в Грузии самодержцем, он остается самым популярным политиком в стране. Некоторые из его сторонников утверждают, что отправлять в отставку человека с такой энергией и таким воображением было бы безответственно.
Итак, не повторит ли он путь своего врага Владимира Путина и не станет ли премьер-министром, уступив урезанную президентскую власть одному из своих сторонников? Пока Саакшвили не ответил на этот вопрос «да». Но он не ответил и «нет» - только заявил, что вносимые в конституцию изменения не направлены на то, чтобы продлить его пребывание у власти.
При этом он ясно дал понять, что хочет, чтобы его окружение продолжало править страной. «Нет ничего удивительного в том, что я приложу все усилия, чтобы идеология и команда реформаторов, которые я представляю, сохранили свое положение после 2013 года», - подчеркнул он.
Бывший премьер-министр Британии Маргарет Тэтчер однажды заявила, что она будет «править, править и править». Так, разумеется, не вышло - в итоге ее свергли ее же собственные министры. Однако Саакашвили, в отличие от Тэтчер, вряд ли грозит стать жертвой «дворцового переворота», поэтому – если оставить в стороне потенциально неудобные параллели с Путиным - выбор, бороться ли ему еще раз за власть, будет полностью за ним.