Москва и Пекин два десятка лет пытались исправить двусторонние отношения, испортившиеся давным-давно из-за разногласий по вопросам чистоты коммунистического учения. На сей раз, чтобы продемонстрировать, что все изменилось, они апеллируют к самой важной для них области взаимных интересов – нефти и газу. Сегодня в Пекине российский президент Дмитрий Медведев согласился поставить Китаю огромные объемы нефти и газа, а также уголь и 2 ядерных реактора на тысячу мегаватт. Затем настал черед трубопроводов. Медведев и его китайский коллега Ху Цзиньтао приняли участие в церемонии в честь завершения строительства первого нефтепровода, соединяющего страны, длина которого составляет 624 мили. Тем временем, другой сосед Китая, туркменский президент Гурбангулы Бердымухаммедов, чтобы не отставать, установил новое оборудование, которое позволит бывшей советской республике почти удвоить поставки природного газа в Китай по трубопроводу длиной 4300 миль.
Китай ведет пропагандистское наступление по всем фронтам, стремясь показать, что хотя он ссорится с Соединенными Штатами и Японией, он может быть очень дружелюбным. Россия, в свою очередь, хочет дать понять Европе, которая в последние четыре года много и громко говорит о своем намерении освободиться от зависимости от российского газа, что существуют и другие клиенты.
Сущность происходящего представляет отдельный интерес, считает Нил Беверидж (Neil Beveridge), аналитик компании Sanford C. Bernstein. В своем видеоинтервью Bloomberg он отметил, что происходящее соответствует стратегическим интересам обеих стран: на фоне падающего спроса на газ в Европе Россия ищет новые энергетические рынки, а растущей экономике Китая нужны гарантированные поставки газа. «Для Китая очень важна энергетическая безопасность », - полагает Беверидж.
Новые источники поставок позволяют Пекину сокращать импорт нефти из Ирана. Как пишет в журнале Tehran Bureau Томас Строуз (Thomas Strouse), импорт иранской нефти в Китай упал за первые восемь месяцев этого года почти на четверть по сравнению с тем же периодом 2009 года.
В своем новом пресс-релизе «Газпром» заявил, что окончательный контракт на поставки газа, в котором будет указана цена, должен быть подписан к середине следующего года, а сами поставки должны начаться в 2015 году. У Игоря Сечина, могущественного «нефтяного царя» при российском премьер-министре Владимире Путине, от таких перспектив, похоже, закружилась голова. «Россия готова полностью удовлетворить китайский спрос на газ», - цитирует его слова Джиллиан Вонг (Gillian Wong) из Associated Press. Пока речь идет примерно о трети ежегодного газового импорта Кита, который составляет 100 миллиардов кубометров.
Несмотря на все теплые слова, Китай будет, разумеется, договариваться о поставках с другими странами помимо России. Пекин крайне заботится о гарантиях поставок и не собирается заключать никаких эксклюзивных контрактов.