Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Запрет на продажу российского оружия стимулирует активность иранских контрабандистов

экономика оружие деньги
экономика оружие деньги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американцы провели глобальную кампанию по раскрытию иранской тайной сети торговли оружием и выявлению контрабандистов, нарушающих запрет ООН и США на продажу оружия Ирану.

Торговец оружием Жак Месье (Jacques Monsieur) приговорён американским судом к тюремному заключению за то, что собирался контрабандой провести в Иран реактивные двигатели; однако теперь, после нового российского запрета на продажу оружия и международных санкций в отношении Исламской Республики, Тегерану больше чем когда-либо понадобятся поставщики типа Жака Месье.

Удалой Месье, контрабандист-ветеран и бывший агент спецслужб, известный под кличкой «Фельдмаршал», признал свою вину в суде города Мобил, штат Алабама, и в пятницу был приговорён к двум годам тюрьмы, заключив сделку о признании вины.

Тринадцать месяцев он уже провел за решёткой со дня своего ареста в  Нью-Йорке  27 августа 2009 года, и теперь ему остаётся пробыть в тюрьме всего десять месяцев по обвинению в сговоре с целью контрабандной продажи Исламской Республике двигателей J85-21 американского производства для реактивных истребителей F-5.

Бельгиец Месье – лишь один из десятка-другого людей, осуждённых в последние месяцы за контрабанду оружия, запчастей для ракет и компонентов ядерного топлива в Иран, в большинстве случаев, из Соединённых Штатов Америки.

Американцы провели глобальную кампанию по раскрытию иранской тайной сети торговли оружием и выявлению контрабандистов, нарушающих запрет ООН и США на продажу оружия Ирану.

Тегеран, с целью скрыть свои сделки по покупке оружия, создал целую сеть из торговцев типа Месье и подставных компаний, расположенных вне иранской территории по всему миру: на Мальте, Самоа, Кипре, в Гонконге, Объединённых Арабских Эмиратах и на британском острове Мэн.

Эти компании, порою существующие всего несколько недель, зачастую создаются при участии иранских посольств в Европе. Они приобретают, в числе прочего, высокотехнологичные компоненты, которые позволили бы растущей военной промышленности Ирана производить собственные системы оружия. 

На прошлой неделе российский президент Дмитрий Медведев утвердил решение о запрете Ирану продажи ракет, воздушных судов, реакторов, бронемашин и артиллерии, а также запчастей к ним, поскольку тот отказывается прекратить осуществление своей ядерной программы. Тем самым основной источник вооружений для Иранской Республики оказался перекрыт.

После четвертого раунда санкций ООН, США и ЕС, недавно наложенных на Иран, Тегерану в его стремлении к модернизации иранских вооружённых сил придется обратиться за помощью к контрабандистам и своей незаконной торговой сети. 

Исламской Республике приходится приобретать большую часть оружия тайно почти с того момента, когда в январе 1979 года был свергнут шах Мохаммед Реза Пехлеви, до зубов вооружённый американцами.

Как считает бывший сотрудник департамента юстиции США Пэт Роуэн (Pat Rowan), отслеживающий иранские операции по покупке оружия, Тегеран в значительной мере зависит от посредников, имеющих свои «теневые» компании в разных уголках мира. «Такую необычную сеть они создали, чтобы прорвать паутину санкций, призванных остановить их».

Большой толчок к развитию эта сеть получила в ходе войны с Ираком в 1980-1988 гг. Тогда постоянный приток вооружений играл критическую роль для выживания новорождённой республики, на которую напал Саддам Хуссейн.

Сегодня эту сеть снабжения контролирует министерство безопасности, а также Корпус стражей исламской революции, под чьим контролем находится и оборонная промышленность. Они подотчётны президенту Махмуду Ахмадинежаду и верховному лидеру Ирана, аятолле Али Хаменеи. 

Как считает Клод Моник (Claude Moniquet), президент Европейского центра стратегической разведки и безопасности, (European Strategic Intelligence and Security Center), брюссельского исследовательского учреждения, ведущего наблюдение за международным терроризмом, работа этой сети в основном координируется иранскими посольствами в Берлине и в Париже.

«Научный советник в посольстве в Париже – это пост, который обычно занимает сотрудник спецслужб, в обязанности которого входит промышленный и научный шпионаж», – отметил он в одном из последних аналитических отчетов. «Он выполняет эту функцию на территории всего Европейского союза за исключением Великобритании».

В июне 2005 года департамент юстиции США заявил, что ему удалось расстроить  несколько тайных   заговоров, предотвратив поставку в Иран вооружений на общую сумму 2,5 миллиарда долларов, в том числе истребителей 18 F-4 и 13 F-5, двадцати вертолётов и тысяч ракет различного типа.

В число  обвиняемых входит Сэмюэл Эванс (Samuel Evans), 50-летний корпоративный юрист США, живущий в Лондоне, и отставной израильский армейский генерал Авраам Барам (Avraham Baram). Эта операция оказалась крупнейшей в области торговли оружием, которую когда-либо доводилось осуществлять американским властям.

Американцы могут похвастаться таким крупным уловом, как Амир Хоссейн Ардебили (Amir Hossein Ardebili), иранский инженер, задержанный американскими агентами в октябре 2007 года в ходе осуществления операции с внедрением агентов в «асоциальную» среду.  15 декабря 2009 года американский суд отправил его на пять лет за решётку по обвинению в нарушении по 14 пунктам американских нормативно-правовых актов по контролю над вооружениями. В  материалах судебного дела он был назван «продуктивным» покупателем оружия для Тегерана.