Спустя два года после вторжения, угрозы уничтожения и частичной оккупации со стороны соседней России маленькая, но храбрая и пылкая Грузия не только выживает, но наперекор всему преуспевает и процветает. Такую оптимистичную оценку своей стране дал некогда сильно потрепанный в боях президент Михаил Саакашвили, выступая с выразительной и зажигательной речью на заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
"Грузия вернулась, - превозносил свою страну Саакашвили, выступая в гулком зале заседаний Генеральной Ассамблеи, - Грузия вернулась, во-первых, как лаборатория политических реформ и социальных преобразований. Мы больше чем когда бы то ни было привержены тем надеждам, которые дала нам революция роз, надеждам превратить несостоятельное государство в современную европейскую страну".
Для начала немного предыстории. Бывшая советская республика Грузия, находящаяся в горах Южного Кавказа, обрела свою хрупкую свободу после краха коммунистической системы. Став независимой, эта страна увязла в казнокрадстве, коррупции и нестабильности. После демократической "розовой революции" 2003 года, давшей Грузии реформы, Россия ввела против своего бывшего доминиона эмбарго, а в 2008 году вторглась в пределы этой крохотной страны с населением менее пяти миллионов человек.
Из-за летней войны 2008 года между Россией и Грузией название этой маленькой страны замелькало в заголовках мировой прессы. В напряженные августовские дни решающую роль сыграла международная поддержка Грузии как со стороны администрации Буша, постаравшейся сохранить хрупкий суверенитет этой страны, так и со стороны французского президента Николя Саркози, который в качестве посредника договорился о прекращении огня, не дав ситуации выйти из-под контроля.
В настоящее время два этнических анклава – Абхазия и Осетия – остаются под контролем Москвы, а управляют ими бесхребетные местные режимы, давно уже находящиеся у власти. В результате оккупации в числе перемещенных лиц оказалось более 500 000 человек. "Два наших оккупированных региона существуют в черной дыре безвластия; и сегодня в этих землях безнаказанно действуют преступники, - заявил Саакашвили, добавив при этом, - а российская армия так и не ушла оттуда, вопреки условиям соглашения о прекращении огня".
"Сегодня нашу страну незаконно разделяет новый железный занавес, - отметил Саакашвили, а затем умоляюще воззвал к собравшимся делегатам, - Примечательно, что несмотря на мощнейшее давление и многочисленные угрозы со стороны Москвы, ни одна бывшая советская республика не признала это расчленение Грузии. Данный факт показывает, что бывшие порабощенные страны советской эпохи стали сильными независимыми государствами, способными самостоятельно определять свою политику".
Но не все проблемы Грузии создавал ей ее северный сосед. "Грузинский народ ощутил вкус свободы, отсутствие коррупции и вкусил плоды экономического развития, - подчеркнул президент, - когда-то одна из самых коррумпированных стран постсоветского мира, Грузия за последние пять лет добилась в борьбе с коррупцией больше, чем любое другое государство, о чем свидетельствует Transparency International …. Когда-то это было место, где банды и мафия похищали с целью выкупа иностранных инвесторов, а сегодня Всемирный банк ставит Грузию на 11-е место в мире по легкости и простоте ведения бизнеса".
Темпы роста до вторжения достигали ошеломляющего показателя в 12 процентов ежегодно. После вторжения это молодое государство страдает от экономической и политической нестабильности. А поскольку в Грузии действует демократическая система, политические разногласия по вопросу урегулирования конфликта 2008 года по-прежнему глубоки.
"Грузия выигрывает мир – Грузия выигрывает благодаря миру", - вещал учившийся в Америке президент, выступая перед делегатами.
Грузия находится на стратегически важном перекрестке Европы и Азии, и исторически она была ареной столкновения интересов соперничающих держав (России, Турции, Ирана). Ее также обхаживали США. Грузия твердо хочет связать свое общественное и политическое будущее с Западом. В попытке стать активным игроком в Европе и вступить в будущем в НАТО она отправила почти 1000 своих военнослужащих в состав многонациональной миссии в Афганистане. Эта древняя христианская страна, на флаге которой изображен крест Святого Георгия, стремится вступить в Евросоюз и НАТО.
Грузинский президент призвал Россию действовать как "рациональный международный игрок, а не как ревизионист", заявив, что "Российской Федерации следует отдать предпочтение сотрудничеству, а не оккупации, рыночному союзу, а не эмбарго, терпимости, а не закручиванию гаек".
Далее он сказал: "Модернизация без свободы невозможна; компьютеров недостаточно, если у вас нет свободных умов, чтобы ими пользоваться. Так давайте освободим наши умы от общего советского прошлого, чтобы строить общее будущее".
Саакашвили призвал мировое сообщество сохранить решимость и обеспечить мир не только в Грузии, но и во всем нестабильном кавказском регионе. Но что самое важное, президент заявил: "Я лично хочу, чтобы Россия была партнером, а не врагом". Такое стремление может остаться для него самой сложной проблемой.
Джон Метцлер корреспондент ООН, освещающий дипломатические и военные вопросы. Он ведет еженедельную рубрику в WorldTribune.com.