Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Арктика - территория раздора

© РИА НовостиМеждународный Арктический форум "Арктика – территория диалога"
Международный Арктический форум Арктика – территория диалога
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москва, несмотря на уверения правящего дуэта о «модернизации» и «инновации», уже сейчас знает, сколько нефти и газа можно добыть в Арктике в 2026 году. Значит, от России вполне можно ожидать, что существующую экономическую политику она будет продолжать и продолжать еще очень долго. Со всеми вытекающими последствиями, включая размахивание энергетической дубиной.

«Арктика – территория диалога». Так назвали конференцию ее российские организаторы, несколько в духе советских лозунгов о дружбе и сотрудничестве. Хотя на деле пока все как раз наоборот, и явно не только из-за притязаний России. К энергетическому богатству морского дна Арктики неподдельный интерес проявляют и США, Канада, Норвегия, Дания. Впрочем, как и некоторые другие страны.
 
Поэтому международное соглашение о разделении Северного Ледовитого океана на участки просто необходимо. А взаимные претензии и споры неизбежны.

Запасы нефти и природного газа там на самом деле исключительные: газа должно быть примерно 30% от нынешних мировых запасов, нефти – 13%. В любом случае это означает, что в Арктике сосредоточены крупнейшие в мире запасы нефти и газа после Саудовской Аравии и Западной Сибири.

Путь в верном направлении в этом отношении в прошлую среду и, так скажем, на фоне арктической конференции показали Россия и Норвегия. Они после 40 лет борьбы заключили соглашение о разделе спорной территории размером 175 тысяч квадратных километров на два относительно равных участка. Однако это лишь малая часть территории, о которой пойдет речь в случае нового энергетического соперничества на северном полушарии. Например, организатор конференции Россия претендует на участок более миллиона квадратных километров между подводными хребтами Ломоносова и Менделеева. При этом Москва свои внушительные притязания на арктическое пространство продемонстрировала еще в 2008 году, когда две российские подлодки водрузили сделанный из титана национальный флаг на морское дно в районе Северного полюса.

А каковы международно-правовые основания для получения такой территории, хоть и покрытой водами океана? Заинтересованная страна должна предоставить научно обоснованное экспертное заключение, которое подтвердит, что морское дно, на которое предъявляются претензии, является продолжением континентального шельфа. При этом стандартной экономической зоной страны, имеющей выход к морю, считаются 200 морских миль. Если возникают претензии, их должна рассмотреть комиссия ООН, которая все равно может прибавить к территории страны только максимум 350 морских миль от побережья. Российская Федерация в любом случае претендует в общей сложности на 18% дна Арктики. Соответствующая бумага должна была быть подана в ООН еще до конца этого года, но перед самым началом конференции в Москве российский министр природных ресурсов Юрий Трутнев сообщил, что представление официальной заявки Россия откладывает до 2013 года.

Московская конференция об экономическом использовании Арктики, конечно, была очень полезной, и за ней пристально следили. Когда Россия летом позапрошлого года приступила к наглядной демонстрации своих интересов, установив национальный флаг на дне океана на Северном полюсе, в не самых сдержанных российских СМИ прозвучали победные возгласы, призывающие российское правительство практически к методам золотоискателей, действующих по принципу "кто раньше придет, тот и копает". Однако Кремль и российский Белый дом уже тогда демонстративно заявили, что подобные вопросы надо решать за столом переговоров.

Именно поэтому в прошлый четверг на форуме, посвященном Арктике, с таким интересом  ждали выступления российского премьера Путина. А он, конечно, никого не удивил, сказав: «В Арктике действительно пересекаются геополитические и экономические интересы разных стран, но у меня абсолютно нет сомнений, что существующие арктические проблемы, включая вопросы континентального шельфа, могут быть решены в духе партнерства». Однако тот, кто следит за российской энергетической и в то же время внешней политикой, конечно, за последующими шагами России в этом направлении будет наблюдать очень пристально.

В этом вопросе есть еще один момент: Москва, несмотря на все уверения правящего дуэта о «модернизации» и «инновации», уже сейчас знает, сколько нефти и газа можно добыть в Арктике в 2026 году. В таком случае от России вполне можно ожидать, что нынешнюю экономическую политику она намерена продолжать и продолжать еще очень долго. Со всеми вытекающими последствиями, включая размахивание энергетической дубиной.