Южнокорейский автомобильный производитель Hyundai недавно официально открыл завод близ северной столицы. В регионе уже действуют предприятия Ford, General Motors, Toyota и Nissan.
Зачем открывать завод в Санкт-Петербурге? "Потому что город имеет порт, что упрощает процесс поставок. И потому что местные власти нас поддерживают, предлагая хорошую инфраструктуру и налоговые послабления", - с энтузиазмом говорит исполнительный вице-президент Hyundai Сеунг-Так Ким (Seung-Tack Kim). После двух лет строительства южнокорейский автомобильный производитель торжественно открыл первый завод на территории России. Инвестиции в оборудованный по последнему слову техники завод достигают 500 миллионов долларов. На предприятии будет производиться Solaris. Эта новая модель специально создана для местного рынка (в будущем году будут выпущены 105 тысяч машин, в 2012 году - 150 тыс.).
Упрощенные процедуры
На севере России, где уже обосновались такие компании, как Ford, Toyota и General Motors, в прошлом году открыл производство и Nissan, инвестировав 200 миллионов долларов.
"Мы практически стали русским Детройтом", - объясняет в интервью Les Echos губернатор Санкт-Петербрга Валентина Матвиенко, политик, приближенный к Владимиру Путину. На открытии завода Hyundai она была вместе с бывшим главой Кремля, который, став влиятельным премьер-министром, лично руководит модернизацией российского автопрома. В своем выступлении он высоко оценил уровень инвестиций и решение Hyundai поделиться технологиями.
"Чтобы убедить иностранных автопроизводителей открывать представительства в Санкт-Петербурге, мы установили четкие правила игры", - объясняет Валентина Матвиенко. "Административные процедуры упрощены, бизнес поддерживается на всех этапах, есть хорошо подготовленные кадры", - говорит она. К этим преимуществам можно прибавить и другие - конкурентоспособность региона, географически отрытого Европе (и тем самым, товарообмену), хорошо налаженную транспортную инфраструктуру, позволяющую сократить издержки на поставки, наличие квалифицированной рабочей силы. "С учетом всего этого Санкт-Петербруг экономически весьма привлекателен. Тем более, что город привлекает иностранцев больше, чем Калуга (заводы Peugeot и Volkswagen располагаются в Калужской области) или Тольятти (город на Волге, исторический центр российского автопрома)", - подчеркивает эксперт Boston Consulting Group Владислав Бутенко. "В Санкт-Петербурге хороший деловой климат, иностранцам здесь рады. Многие жители говорят по-английски. Однако жизнь здесь более дорогая, чем в каком-нибудь затерянной российской провинции", - предупреждает Майк Вегнер, один из руководителей шведской компании Autoliv, производящей ремни и подушки безопасности. У Autoliv есть завод в Санкт-Петербурге. "Наши иностранные клиенты уже здесь. Находясь здесь, мы можем снабжать других производителей в других регионах России", -- уверяет он. Autoliv является поставщиком Hyundai.
Параллельно Hyundai в Санкт-Петербурге работают 11 южнокорейских поставщиков. И случайное ли совпадение или нет, в день торжественного открытия завода, на котором будет выпускаться Solaris, канадский производитель запчастей Magna также открыл поблизости собственный завод. Хорошая основа для реализации проекта российских властей: увеличить производство запчастей на месте и поднять уровень локализации поставщиков, чтобы создать настоящий современный "кластер" автомобильной промышленности в стране.