Кремль не организовывал таких громких кампаний против своих противников со времен безжалостного уничтожения Михаила Ходорковского.
Увольнение мэра Москвы Юрия Лужкова стало результатом его конфликта с российским президентом Дмитрием Медведевым. Г-н Лужков входил в руководство партии «Единая Россия», на которую премьер-министр Владимир Путин опирается в парламенте, и диссидентом его назвать было трудно. Однако в последнее время он стал для Кремля бельмом на глазу. Последней каплей стала его статья, в которой он критиковал президента, остановившего работы по строительству дороги из Москвы в Санкт-Петербург.
Что еще хуже, мэр намекнул в ней, что г-ну Путину следует в 2012 году сменить г-на Медведева на посту президента. Статья мэра навлекла на него шквал нападок в контролируемых государством СМИ и стала поводом для призывов к его отставке. Г-н Лужков отказался уходить, спровоцировав президента уволить его своим указом. Г-н Медведев так и поступил.
Мэр явно слишком задержался на своем посту. Г-н Лужков трижды выигрывал выборы. При нем Москва перешла от унылой постсоветской нищеты к изобилию, - которое, правда, становится несколько безвкусным. Однако, к несчастью, он ничего не сделал, чтобы противостоять распространению миазмов коррупции, которое сопровождало обновление города. То, как он повел себя, когда Москву этим летом окутал ядовитый смог, также всерьез поставило под вопрос его право руководить городом. В столице стремительно росла смертность, а г-н Лужков не возвращался из отпуска. В антилужковском документальном фильме утверждалось, что он при этом организовал эвакуацию своих любимых пчел, однако сам г-н Лужков это отрицает.
Однако, хотя срок годности г-на Лужкова как мэра явно истек, убрали его совершенно неудовлетворительным образом. Его привели к отставке не очевидные управленческие промахи, а допущенная им критика в адрес г-на Медведева. Кампания, которая предшествовала его уходу, неприятно напоминала характерные для 1990-х годов грязные войны компроматов.
Г-н Лужков стал третьим главой региона, после президентов Татарстана и Башкортостана, отправленных в отставку г-ном Медведевым в этом году (так в тексте, - прим. перев.). Президенты ушли сами, г-на Лужкова пришлось увольнять. Насколько это указывает на усиление позиций г-на Медведева, пока неясно. Действия российского президента показывают, что он не боится прибегать к своему праву увольнять чиновников. Однако способен ли он действительно встряхнуть российскую клептократию, станет понятно не раньше, чем он назначит преемника г-на Лужкова.
Будем надеяться, что он все-таки окажется на это способен. Вступая в должность, г-н Медведев пообещал искоренить уродующий современную Россию правовой нигилизм. Пора бы ему, наконец, за это взяться.